Программа 8 и 9 класс
Программа предлагает научиться писать произведения таких жанров: — произведение — описание местности ; — произведение — описание памяток истории и культуры ; — произведение — раздумье на морально-этические и общественные темы ; — произведение — рассказ на основе услышанного; — сообщение на темы о языке, которые требуют сопоставления и обобщение материала. Объем произведения в 8-9 классах: 2-2,5 страницы в классах на украинском языке обучения и 1,75-2 страницы в классах с на русском языке обучения. Произведение-Описание местности
1) необходимость знания архитектурных сроков;
2) уточнение места, откуда ведется наблюдение, времени пор, поры года, погоды;
3) описание площади ведется по кругу ;
4) описание большей частью подчиняется цели, с которой его вводят в художественный текст;
5) описание местности в художественном стиле требует соответствующей лексики, которая выражала бы общее впечатление.
При написании произведений ученики должны использовать сроки из географии, искусствоведения, общественно-политической жизни, из морально-этических проблем. Например, произведение-описание местности
Что можно описать? Старинную книгу, картину, икону, ювелирное изделие, изделие народного искусства, памятник, храм, здание, что является исторической памяткой и предохраняется законом.
Итак, восьмиклассник должен знать и употреблять в своем описании такие слова, как реликвия, раритет, оправа, переплет, эмаль, застежка, шрифт, устав, нА-полуустав, техника выполнения, лик, очертание, фолиант, орнамент, миниатюра, реставрация, оригинал, копия, фреска, иконостас, шаблон, формат, титульный лист, репродукция, масло, колористика, светотень, пропорция, композиция, гармония, передний план, задний план, фон, статуя, стела, обелиск, постамент, фасад, профиль, анфас, выступление, колона, пилястр, пилон, аркада, пояс, карниз, фронтон, балкон, интерьер.
При описании истории или культуры возможное воздержанное употребление разных художественных средств.
Произведение-Описание памяток истории и культуры включает такие сведения:
1) чем обусловленное появление произведения-описания;
2) название памятки и ее местонахождение;
3) цель сооружения;
4) описание памятки;
5) мысли и чувство автора.
Общий план описания памятника.
1. Указать, что он собой представляет.
2. Сведения об авторе.
3. Информация о лице, которого установлен памятник.
4. Общее впечатление от памятника.
5. Описание самой скульптуры и постамента.
6. Общая оценка и значения для истории культуры народа.
Общий план описания здания.
1. Общее впечатление от здания.
2. Центральный фасад, его членение согласно этажам.
3. Профиль здания создают вертикальные и горизонтальные членения: вертикальные — выступления, колоны, пилястры, пилоны, аркады, горизонтальные — пояса, лоджии, карнизы, фронтоны, балконы.
4. Группирование окон, оформление портала.
5. Здание как часть архитектурного ансамбля города.
В произведении-раздумье употребляются такие словосочетания, как: я думаю, я считаю, по моему мнению, на мое глубокое убеждение, по-моему, вопреки общепринятой мысли, несмотря на упроченные нормы, морали. Необходимо также владеть лексикой, которая поможет осветить общественно-политические и морально-этические проблемы.
Программа 8 и 9 класс