Программа Музыка 1 — 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева

Программа «Музыка» под редакцией Ю. Б. Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года «Выразительные возможности музыки» во II-ой четверти автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», а в III-й четверти — пьесу для флейты соло «Сфинкс» того же автора.

Достаточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов выглядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы

— постепенное постижение учениками характерных особенностей историко-художественных направлений в музыке. Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть произведения К. Дебюсси и М. Равеля, адресованные детской аудитории.

Следующее соприкосновение с творчеством К. Дебюсси возникает во II-ой четверти 3 класса. Тема этой четверти «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов».

Для прослушивания вновь предлагается

«Лунный свет» К. Дебюсси, но уже в переложении для арфы. И здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в другом исполнении. Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фрагментов В средних и старших классах центральной задачей программы Ю. Б. Алиева становится формирование у учащихся представлений о различных историко-художественных стилях.

После рассмотрения в 5 классе стиля русской композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к освоению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых направлениях в искусстве конца XIX — начало XXв. в. , как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти, посвященных этим направлениям встречаем тему «Импрессионизм в музыке». Она раскрывается на примерах следующих музыкальных произведении: для слушания — «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», прелюдии для фортепиано «Девушка с волосами цвета льна» и «Сады под дождем», прелюдия «Послеполуденному отдыху Фавна», К. Дебюсси: «Игра воды», «Красавица и чудовище» и «Волшебный сад» из сюиты «Моя матушка гусыня», «Болеро» М. Равеля.

Для пения — «Песня дитя» из оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля: романсы «Чудный вечер», «Рождественская песня бездомных детей» К. Дебюсси.

Круг произведений предложенных Ю. Б. Алиевым, на наш взгляд достаточно сложен для учеников 7 класса. Данный выбор музыкального материала, автор программы обуславливает важностью образовательной линии, т. к. в прямой зависимости от полученных знаний сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы, убеждения, эстетические потребности и творческие способности.

Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчитана на 10 лет обучения по 2 часа в неделю, затем тот же объем материала был «уложен» в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму ребята бы обращались в 9 — 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных Ю. Б. Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду ограниченного количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произведении и выгодно дополнить его детской музыкой К. Дебюсси и М. Равеля.

Нам кажется, что вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к «Послеполуденому отдыху Фавна» К. Дебюсси и «Игру воды» М. Равеля, т. к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно понять и принять его.

Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческий подход учителем музыки.

Следует отметить, что тема «О стилях в музыке» впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент — привлечение произведении К. Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь сложного направления как импрессионизм.




Программа Музыка 1 — 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева