Произведений Вергилия «ЭНЕИДА»

Как известно, Вергилий написал свою знаменитейшую «Энеиду» по инициативе Августа. Он желал в прославить империю Августа, так как был ее искренним приверженцем. Грандиозный рост Римской империи нуждался для себя как исторической, так и идеологической подпочве.

Но самых исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Здесь всегда на помощь приходит мифология, роль которой заключается, чтобы обычную историю превратить в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории и есть та концепция, которую использовал Вергилий

в своей поэме.

Он не был ее изобретателем, а лишь своего рода реформатором, а главное — ее талантливым выразителем. Мотив прибытия Энея к Италии встречается еще у греческого лирика VI ст. к н. э. Стесихора. Римские эпики и историки тоже не отставали в этом от греков, и почти каждый из них отдавал дань этой легенде.

Основными источниками мифов, из которых черпал сюжеты Вергилий, очевидно, были, прежде всего «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также древнегреческий эпос, в частности троянский цикл, который примыкал к «Одиссеи». Нет сомнения, которое Вергилий подражал именно Гомеру, он заимствует массу отдельных

слов, выражений и даже целых эпизодов, отличаясь от его простоты огромной психологической сложностью и нервозностью. Первую половину «Энеиды» целиком можно назвать наследованием «Одиссеи».

Обратимся к главному герою поэмы — Энею. Уже у Гомера, а также в его гимнах к Афродите Эней — выходец одной из ветвей троянского рода и отважнейший воин после Гектора, сын троянца Анхиса и Венеры. Миф об Энее был известный римлянам уже около 500 до н. э. от этрусков. В V ст. он упоминается в греческой литературе как основатель Рима.

Позднее, исходя из хронологии, между действиями Энея и учреждением Рима был включен период правления династии албанских царей. Эней считался мифическим родоначальником римлянов, которые в связи с этим иногда носили название энеадами, в частности, род Юлиев, что берет свое название от лица сына Энея Юла.

Но проследим за сюжетом, как именно мифы и легенды переплелись в тесной канве событий поэмы. Первые шесть песен поэмы посвященные путешествием Энея от Трои до Италии, дальнейшие шесть — войнам Энея в Италии с местными племенами. Первая песня рассказывает нам о морской буре и преследовании Энея Юноною, которая является заместительницей Дидони, а по римской мифологии, богиней брака, материнства и женщин вообще. Но Эней под защитой другой богини — Венеры, своей матери.

Прибыв в Карфаген, Эней встречает ее царицу — Дидону. Ее образ, характер, поведение Вергилий строит, руководствуясь разными мифами об этом персонаже. За римской мифологией, она — царица, учредительница Карфагена, дочь царя Бона, вдова жреца Геракла Акербаса, которого убил брат Дидони Пигмалион, чтобы захватить его богатства. За мифами, Дидона, захватив сокровища, со своими спутниками бежала в Африку и остановилась в финикийской колонии Этика.

Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли — сколько займет шкура вола. Хитрая Дидона, порезав эту шкуру на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса.

Но возвратим к Энею. Дидона устроила банкет, и на нем Эней рассказывает о гибели Трои. Вергилий соединил легенды о деревянном коня, которого ахейцы оставили возле ворот Трои с наилучшими воинами внутри, и о греческом шпионе Синоне, и о Лаокооне, которого убили змеи.

Вергилий очень удачно обработал эти мифы, детально вырисовал события.

Убегая из Трои вместе с сыном и женой, Эней спасает своего больного отца Анхиса. Здесь Вергилий взял миф о властителях, внука Асс-Саранча, брат которого Ад был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита влюбилась у красавца Анхиса, от которого и родила нашего героя Энея.

За то, что Анхис рассказал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализованный. Поэтому не удивительно, что Эней вынес его из горящей Трои на спине. Знаменитейшим есть эпизод встречи Энея с Сивиллою и посещение ими загробного мира. Приехав к Италии, Эней встречает в храме Аполлона в Кумовьях Сивиллу.

В мифологии это — пророчица, которая в экстазе предусматривает будущее. Первоначально Сивилла — собственное имя одной из провидиц. По традиции, первой Сивиллою, от которой получили свое имя все другие, была троянка, дочь Дардана и Несо. Эней вместе из Сивиллою спускаются к подземному царству, чтобы узнать от умершего Анхиса пророчество о будущем.

Подземный мир изображенный очень детально. Здесь переплетаются греческие и римские мифы, легенды, а особенно их персонажи — разнообразные мифические чудовища, такие как Цербер, Титаны, кентавры и прочие. В Аиде мы видим адские реки, из-за которых души умерших перевозит мифический Харон. Изображение ада настолько образное, яркое, целостное, что захватывало многих литературных художников разных эпох.

Одним из ярчайший примеров наследования этого эпизода есть ад в «Божественной комедии» Данте, который в свои проводники выбрал именно Вергилия. «Энеида» не была закончена Вергилием, в ней нет изображения тех событий, которые случились после войны троянцев и рутилов.

Вся мифология, однако, не представленная полностью, так как учреждение Риму отнесено к будущему и подаются только пророчества. Вергилий использовал весь арсенал мифологии, чтобы создать пышное одеяние для новой власти. Но его несомненный талант сделало произведение бессмертному, о чем свидетельствуют многочисленные его наследование, переводы, перепевы, незатухающий интерес к его творчеству безграничного количества почитателей, так как он сделал очень весомый вклад как в античную, так и в мировую литературу.




Произведений Вергилия «ЭНЕИДА»