Просвещение и научные знания в XVII веке в России

Просвещение и научные знания

В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основ­ной формой обучения было домашнее. Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого го­сударственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактур­ного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тен­денции в просвещении:

    продолжают появляться учебные пособия, их тиражи растут, но цена на них остается весьма высокой; медленный рост числа учебных заведений, которые создавались монастырями, частными лицами и государством.
    В 1665-1668 гг. действовала школа Симеона Полоцкого при Спас­ском монастыре, в 1680-е гг. работала школа при Печатном дворе, а в 1687 г. в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище, вскоре переимено­ванное в академию. Она считается первым в России высшим учеб­ным заведением, предназначалась для людей «всякого чина и воз­раста» и готовила духовенство и государственных служащих.

Научные знания продолжают медленно и постепенно накапливаться, сохраняя практическую направленность. Наиболее значительный прогресс наблюдался в изготовлении оружия и металлургии, инженерии и архитектуре, ремесленном деле

и географии. В XVII в. был проведен целый ряд географических экс­педиций: экспедиция И. Ю. Москвитина в 1639 г. первой из европей­цев достигла берегов Охотского моря и Сахалина, две экспедиции на Амур В. Д. Пояркова в 1643-1649 гг. и Е. П. Ха­барова в 1649-1653 гг. , экс­педиция С. И. Дежнева в 1648 г. .




Просвещение и научные знания в XVII веке в России