Просвещение и научные знания в XVII веке в России
Просвещение и научные знания
В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основной формой обучения было домашнее. Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого государственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактурного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тенденции в просвещении:
- продолжают появляться учебные пособия, их тиражи растут, но цена на них остается весьма высокой; медленный рост числа учебных заведений, которые создавались монастырями, частными лицами и государством. В 1665-1668 гг. действовала школа Симеона Полоцкого при Спасском монастыре, в 1680-е гг. работала школа при Печатном дворе, а в 1687 г. в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище, вскоре переименованное в академию. Она считается первым в России высшим учебным заведением, предназначалась для людей «всякого чина и возраста» и готовила духовенство и государственных служащих.
Научные знания продолжают медленно и постепенно накапливаться, сохраняя практическую направленность. Наиболее значительный прогресс наблюдался в изготовлении оружия и металлургии, инженерии и архитектуре, ремесленном деле и географии. В XVII в. был проведен целый ряд географических экспедиций: экспедиция И. Ю. Москвитина в 1639 г. первой из европейцев достигла берегов Охотского моря и Сахалина, две экспедиции на Амур В. Д. Пояркова в 1643-1649 гг. и Е. П. Хабарова в 1649-1653 гг. , экспедиция С. И. Дежнева в 1648 г. .
Просвещение и научные знания в XVII веке в России