Противостояние Добра и Зла в повести Оксаны Забужко «Сказка о калиновой свирели»

«Сказка о калиновой свирели» — это пересказ извечной библейской истории о Каине и Авеле. Эта интерпретация является взглядом современной просвещенной женщины на вечное противостояние жизнь и смерти, Добра и Зла. Может именно поэтому это история не двух братьев, а двух сестер. Оксана Забужко создала философское произведение, вдохновляясь творчеством украинского народа: народными сказками и балладами о калиновой свирели. Среди ее предшественников — стих Лины Костенко «Калиновая свирель», литературные сказки Б. Гринченко и Л.

Шияна.

Но писательница, используя фольклорные первоисточники, написала целиком оригинальную повесть о любви и ненависти, о большой человеческой трагедии на фоне украинского крестьянского быта.

Сестры противопоставлены одна другой: одаренная и красивая Анна и подчеркнуто обычная Аленка представляют выразительный контраст: их желания, мечты, добродетели и недостатки такие разные, но и неразрывно связанные: будто бы противоположные, они не могут существовать одна без другой, поэтому за Еленой ее убийца-сестра также ушла из жизни. Разыгранная перед нашими глазами драма рождена не только судьбой. Анна была Особым

ребенком уже от рождения: «уродилась с месяцем на лбу», который обозначает тех, кто под его защитой.

Вырастала она умной девочкой, ощущая в себе какие-то необыкновенные силы. Была она лучшей, самой прекрасной, и слава о ней летела «как огонь по соломе по окружающим селам». И воспринимала она как само собой разумеющееся, что она самая лучшая.

Елена — ничем не примечательная: с обычной внешностью, характером, характером, даже без заметных недостатков, не кривая, не косая, не рябая; никому не заметная, неинтересная, словом, обычная. Отличие характеров и внешности провоцирует тяжелое недоразумение между сестрами, так как не могут они найти общего языка. Эту вражду усиливают родители — будто поделили Василий и Мария детей. Даже люди замечали: «Дедова дочь и бабья дочь».

Мать, жизнь которой не сложилась, так как вышла она не за любимого, а за первого, кто ее посватал, лишь чтобы угодить отцу, «вот чтобы знал!», — видит в старшей дочери свое подобие, гордится своей Анной-Панной, предсказывает ей особую судьбу, всегда становится на ее сторону. Отец же, для которого младшая подобна ему, забавлялся с Аленкою, всегда защищал «своего» ребенка. Родители о разном и мечтали: мать — о князе для Анны, отец — о том, как выйдет его Аленка замуж, будет жить при них с Марией, родит много деток, как он будет их любить и забавлять.

Недоразумение родителей в преувеличенном виде воплотилось во взаимоотношениях сестер, раздувая естественной конфликт между ними. Это и не парадокс, что Анна-Панна завидовала Алене, хотя во всем превосходила ее. Однажды Анна проснулась ночью от того, что Елена плакала, отец, взяв малую на руки, вышел из дома, прижал к себе и запел.

Некогда он так не пел для Анны! Ревность душила девушку: что это же, не для нее даже поет отец! И росла в ней, просыпалась «какая-то другая, жестокая обида». Вырастали девочки в смертельной вражде. Оленка старалась всегда разозлить Аннушку, единственным ее желание было «увидеть злость анны, которая выходит наружу, будто та злость была гусыней, которую Алене поручили пасти».

С самого своего рождения Аленка надоедала сестре, мешала во всем, «тянула сестру в непролазные домашние будни, как корову за теленком». И всегда ощущала Анна, что сестра не допускает ее к собственной судьбе.

Аннушка отказывается идти в монастырь. Это просто детская невнимательность к словам монахини или сознательный выбор наперекор? Девушка начинает ощущать подземные воды. И не испытывает удивление этому, воспринимает как надлежащее. Да и ненавидела она не только сестру — возгордилась перед людьми, лишь себя любила — себя, и тело свое, и красоту свою!

Считала себя выше других людей. Так пренебрегала она и работящим и богатым парнем — Дмитрием, Маркияновым сыном. А Аленка не пренебрегала — посватался он к ней, и согласилась Аленка, связала старост полотенцами! Младшая сестра старалась всегда допечь сестру, завидовала и старалась примерить на себя ее судьбу. И все-таки допекла.

И где же та особая судьба? «Аленка оказывалась отмеченной Божьей лаской, а не она!» Украла Елена у нее судьбу! Осталась она в «перестарках, обошла ее меньшая сестрица, украла у нее счастье! Почему этот мир должен был принадлежать не ей, а Аленке?»

Тяжело поражена была Анна, и такая злость, такое оскорбление, закипевшее в сердце Анны-Панны! Отворила Аленка, будто ключом, двери, за которыми была злость Анны. Весь мир сделался жестким, несправедливым, злым из-за этой ненавистной сестры. Не выдержала боли Особая, тьма поглотила ее полностью. Ищет девушка ответа в церкви, но не находит.

Когда она пришла к батюшке, припомнилось ей, как в детстве отец рассказывал про Каина и Авеля. И на вопрос, который мучил ее: «почему переглянулся Господь на Авелеву жертву, а на Каинову — не переглянулся?!», получила ответ: «итак это и было, что Бог видел Каина, какой он есть, вот и совершил испытание его гордыни». Но не было у Анны сил отказаться от той гордыни, простить людям, всему миру.

Да и даже самому Богу!

И явился ей среди ночи сам дьявол. И сдалась она ему. Убила она сестру. Но не нашла она в том счастье, не нашла покоя.

И когда открылась правда, когда трижды пропела калиновая свирель Аленкиным голосом, что «меня сестрица со свету сжила, в мое сердечко что-то острое вонзила!», просто не смогла жить.

Сквозь призму большой трагедии украинского рода Оксана Забужко рассказывает о поединке в душе человека Добра и Зла, размышляет о свободе выбора между этими двумя путями.




Противостояние Добра и Зла в повести Оксаны Забужко «Сказка о калиновой свирели»