Проза Пушкина

Творчество Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Выступивши вначале как лирик, Пушкин в середине 20-х годов «Борисом Годуновым» закладывает основы русской реалистической драматургии, а в самом конце тех же 20-х годов обращается к прозе.

И здесь, как в лирике и в трагедии, творчество Пушкина имеет основополагающее значение для развития русской литературы.

«Великим реформатором русской литературы» справедливо называет Пушкина Белинский.

Внимание

к прозе пробудилось у Пушкина еще в начале 20-х годов. В статье «О слоге» Пушкин выражает свою неудовлетворенность состоянием русской прозы. Он пишет: «Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? Ответ — Карамзина. Это еще похвала небольшая».

И тут же высказывает свой взгляд на прозу, свои требования к ней: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Эти требования к прозе Пушкин целиком осуществил в своих повестях и романах. Его повествовательные произведения — «Арап Петра Великого»

, «Повести Белкина» , «Дубровский» , «Пиковая дама» , «Капитанская дочка» и другие — полны глубокого идейного содержания, кратки по форме, отличаются точным и простым языком. Язык пушкинской прозы, как и его стихов, развивался на основе живой народной речи.

Высочайшее мастерство сочетается с простотой и доступностью. Слово Пушкина всегда идейно насыщено, богато мыслью и служит полной и точной характеристикой людей и жизни самых различных социальных групп и народов разных эпох.




Проза Пушкина