Прозаические произведения М. Старицкого
Проза. В художественном заделе М. Старицкого важное место занимает художественная проза, в которой доминирует казацкая историческая тематика. Национально-освободительная война украинского народа 1648-1654 годов стала объектом изображения в трилогии «Богдан Хмельницкий», написанной в середине 1890-х годов. Произведение пронизано глубокой верой в историческую перспективу государственности Руси.
Читатели видят Хмельницкого во всей полноте и реальности его жизни: в кругу семьи, на государственной раде, в хозяйственных хлопотах, на поле
В романе раскрыта способность Хмельницкого стать выше обстоятельств, противостоять им и через самые болезненные конфликты и сомнения реализовать себя как человека, понимающего огромную ответственность за судьбу страны. Писатель также вынашивал замысел широкого романа-трилогии о гетмане Иване Мазепе.
Однако в те колониальные времена фигура Мазепы как положительного героя была «опасна для цензуры», поэтому с большими трудностями М. Старицкому удалось опубликовать лишь две части задуманного произведения — романы » Молодость Мазепы» и «Руина»
Главный герой, попав на казацкий хутор, невольно сравнивает жизнь, где властвует красота человеческих взаимоотношений, с миром грязи и вранья королевского двора.
Мазепа в семье казака Сыча выздоравливает не только физически, а и морально. Интересным в этом смысле является мотив потери и поиска Иваном своей невесты Галины — внучки казака Сыча, которая в дилогии будто олицетворяет то, что Украина найдет свою счастливую судьбу. В мировой литературе образ Мазепы имеет богатую традицию романтического воспроизведения. А дебютировал Михаил Старицкий в большой прозе повестью «Осада Буше».
Прозаические произведения М. Старицкого