Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер
Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.
2. Высказывание учениками впечатлений от прочитанного
IV. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
Произведение «Джакомо Джойс» считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.
Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он — зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она — молодая девушка; он — учитель, она — ученица; его отношение к своим чувствам — лирично-ироническое, ее — немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой.
Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства, элементы «потока сознания».
2. Наблюдение над текстом.
Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя.
Назовите их, обозначьте схематично.
— Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как «молодое благородное лицо»; кокетливую женщину; полувзрослую-полуребенка; влюбленную.
— произведение начинается вопросом «Кто?». Почему?
— Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки?
— Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. .
— Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? .
— Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. .
— Найдите описания гаммы чувств лирического героя. .
— Найдите примеры использования «потока сознания», элементов пародийности, интертекстуальность.
3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.
V. Домашняя задача
Подготовиться к контрольной работе по теме «Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса».
VI. Итоги урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
— Необыкновенное впечатление оказало на меня…
Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер