Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер

Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать свои впечатления; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к искусству.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Литературовед К. Гениева пишет о психологическом эссе

«Джакомо Джойс»: «На этих шестнадцати страницах была апробирована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории и частной жизни был помещен в границе одного «…» дня «…», который растянулся до размеров вечности». Об объединении «мига» и «вечности», драматизма и иронии, новую поэтику в эссе «Джакомо Джойс» и будет идти на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Рассказ учеников о жизни и творчестве писателя Джеймса Джойса, его модернистские поиски.

2. Высказывание учениками впечатлений от прочитанного

эссе «Джакомо Джойс».

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

Произведение «Джакомо Джойс» считается одним из наилучших образцов малой модернистской прозы. Написанный в виде ряда фрагментов, он является своеобразной художественно-дневниковой летописью истории одной любви.

Реальной основой сюжета была пережитая писателем влюбленность в Амалию Поппер, его ученицу. Напряженное, динамическое, богатое разнообразными оттенками течение чувств лирического героя, который воспринимает любовную ситуацию во всей ее невероятной противоречивости и усложненности многочисленными табу, ведь он — зрелый мужчина, и вдобавок состоящий в браке, а она — молодая девушка; он — учитель, она — ученица; его отношение к своим чувствам — лирично-ироническое, ее — немного кокетливое,- все это представляет содержание произведения. Фрагменты, из которых составляется эссе, фиксируют отдельные моменты любовных взаимоотношений, отражают вспышки чувств героя и воссоздают разные ракурсы образы любимой.

Поскольку художественные приемы модернизма многозначные, то отдельные эпизоды можно понимать как такие, которые происходят лишь в разожженном воображении лирического героя. В поэтике произведения широко используются импрессионистические средства, элементы «потока сознания».

2. Наблюдение над текстом.

Джеймс Джойс создал своеобразный жанр психологического эссе, в котором внимание сосредоточивается на внутренней жизни личности. Автор сам становится героем литературного произведения. Об этом свидетельствуют факты биографии писателя.

Назовите их, обозначьте схематично.

— Найдите в тексте цитаты, которые характеризуют лирическую героиню как «молодое благородное лицо»; кокетливую женщину; полувзрослую-полуребенка; влюбленную.

— произведение начинается вопросом «Кто?». Почему?

— Какие ассоциации вызывает в сознании лирического героя оскорблений девушки?

— Найдите в произведении использованные автором приемы иронии. .

— Исследуйте, какие цвета преобладают в описаниях, какое создают настроение, впечатление? .

— Найдите слуховые, тактильные и другие образы, выясните их роль. .

— Найдите описания гаммы чувств лирического героя. .

— Найдите примеры использования «потока сознания», элементов пародийности, интертекстуальность.

3. Составление схемы психологического портрета автора по произведению.

V. Домашняя задача

Подготовиться к контрольной работе по теме «Вступление. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса».

VI. Итоги урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

— Необыкновенное впечатление оказало на меня…




Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер