Путь Альберти к овладению методом реализма
В сборнике «Об ангелах» поэт нарисовал целую галерею ангелов, изображение которых близко к средневековой народной традиции и мало напоминает ортодоксально католическую образность. В этом хоре ангелов — ангел-аноним и добрый ангел, воинственные небожители и ангел чисел, ангелы — неудачник и скептик, лживый и вспыльчивый, завистливый и жестокий, ангелы плесени и тепла, угля и винного склада, наконец, «ангел-ангел», т. е. ангел par exellence.
Скрытая символика этих образов настолько субъективна, что допускает самые различные толкования.
Ясно одно: поэт охвачен беспросветным отчаянием; он всюду видит лишь смерть и небытие.
В последующих произведениях Альберти еще более метафорически преображает реальный мир, обращается к словам-символам, к нарочито алогическому выражению мыслей. Не приходится
Альберти восторженно приветствует провозглашение республики и вскоре завершает драму в стихах «Фермин Галин» . Однако постановка этой пьесы летом 1931 г. вызвала протесты реакционеров. Ачьберти, для которого эта драма явилась скорее романтической данью памяти героически погибшего писателя-республиканца, чем сознательным революционным выступлением, получает наглядный политический урок. Осенью того же года он вступает в коммунистическую партию.
Вскоре после этого он покидает родину и предпринимает путешествие по Европе. Зимой 1932 г. Альберти вместе со своей женой, писательницей Марией-Тересой Леон, приезжает в РОССИИ. Пафос социалистического строительства в нашей стране захватил и увлек поэта с тем большей силой, что в памяти его еще были живы картины нишей, голодной Испании.
Позднее поэт так ответил на вопрос, что ему дала Москва: «Мое пребывание в Москве дало мне возможность утвердиться в моих мыслях. Никто не может оставаться равнодушным перед гигантскими усилиями трудящихся масс РОССИИ. После моего возвращения в Испанию все, что я пишу, служит интересам трудящихся».
Знакомство с русской действительностью и культурой способствовало решительному перелому в мировоззрении и в творчестве поэта. Об этом свидетельствуют уже первые стихи, написанные им в Москве и вошедшие в сборник «Лозунги» .
Под живым впечатлением от русской действительности, установив связи с русскими литераторами и Международным объединением революционных писателей, возвращается Альберти на родину. Здесь он много сил отдает организаторской деятельности, сплачивая вокруг созданного им журнала «Октубре» большое число передовых деятелей испанской культуры. В дни избирательной кампании 1933 г. Альберти выступал на митингах перед тысячной аудиторией с чтением своих стихов, его агитационные пьески ставились в рабочих кварталах столицы прямо на улице.
Он ведет изнурительную борьбу с цензурой за каждый номер «Октубре», пока журнал не закрывают окончательно.
Летом 1934 г. Альберти вторично посещает РОССИИ и представляет испанских литераторов на Первом Всесоюзном съезде русских писателей. Известие об астурий-ском восстании застает его вдали от родины. Свое отношение к событиям в Испании он выразил в двух поэтических циклах — «Народное чествование Лопе де Веги» и «Осел, начиненный взрывчаткой» . Путь поэту на родину закрыт.
Он посещает Соединенные Штаты, страны Латинской Америки. Его путевые впечатления легли в основу поэмы-дневника «13 полос и 48 звезд» . Год спустя почти все стихотворения последних лет вошли в книгу «Поэт на улице» .
Уже появление сборника «Лозунги» вызвало целую бурю возмущения реакционной критики, обрушившейся на Альберти за измену принципам «Чистого искусства». Действительно, произведения, созданные Альберти в эти годы, имели мало общего с прежними его стихами. Общение с народом, активное участие в общественно-политической жизни страны, знакомство с опытом русской литературы определили новое содержание и форму его поэзии.
Об этом сам Альберти говорил в предисловии к сборнику «Поэт на улице»: «Понимая, что включенные в этот сборник стихи не вполне соответствуют требованиям, которые мне кажутся необходимыми для того, чтобы поэзия получила отклик и действенную силу в митинговой зале, на городской улице, в поле или на площади селения,- я вес же решился включить эти стихи, находя оправдание этому единственно в том, что они порождены всегда революционной необходимостью».
Путь Альберти к овладению методом социалистического реализма был нелегким. В стихах поэта появляется новый герой: это крестьяне Эстремадуры, нищие, голодные, обманутые правительством республики, их дети, лишенные возможности учиться ; это астурийские горняки, поднявшиеся на борьбу за социальную справедливость; это народы стран Карибского бассейна, борющиеся за свободу и независимость; это, наконец, русские люди, строящие новый мир.
Тема России появляется уже в первых стихотворениях этих лет. Так, в декабре 1932 г. поэт создает в Москве стихотворение «Приветствие Красной Армии» , все построенное на контрастном сопоставлении двух миров — «здесь» и «там»: Ночь.
Снег в Москве, здесь снег…
Кровь, Кровь на улицах там…
Снег, падающий на шинели и штыки отряда красноармейцев как символ чистоты и мира, царящего в Стране Советов, контрастно сопоставляется с кровью, льющейся на улицах Севильи и символизирующей насилие и гнет, царящие в Испании. Трагедия испанских крестьян, которым, как говорит Альберти, «обещали землю, но на земле убивают», проступает и для автора и для читателя ярче в этом сопоставлении. Но дело не только в этом: РОССИИ входит в поэзию Альберти как живой пример его родине и ее завтрашний день.
Здесь заключен один из истоков того оптимистического мироощущения, которым пронизаны даже самые мрачные стихотворения Альберти тех лет.
Поэт ищет и новую манеру поэтического выражения. Ведь стихи его должны звучать, получая отклик и приобретая действенную силу «в митинговой зале» и на улице. Сначала, в особенности в цикле «Крестьяне Эстремадуры», эту задачу Альберти еще решал прямолинейно и упрощенно.
Отсюда, например, обилие прямых обращений к слушателям, частое употребление афористически сформулированных лозунгов борьбы. В последующих произведениях палитра художественных средств Альберти становится богаче и разнообразнее.
Путь Альберти к овладению методом реализма