Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пушкина
Раскройте художественные особенности духовной поэзии А. С. Пушкина.
Приступая к рассмотрению заявленной проблемы, подчеркните, что в православии А. С. Пушкин ищет духовную опору, высшую свободу. К Всевышнему поэт обращается через молитву, желая укрепить свои нравственные силы, обуздать греховные страсти, найти пути покаяния и просветления. Будучи частью христианского мира, земным человеком, герой А. С. Пушкина одержим страстями, пороками, жаждой славы.
Вместе с тем он жаждет искупления, обретая с ним дар мудрости.
Укажите многочисленные
Выражая читательскую точку зрения, уточните, что существуют разнообразные мнения исследователей
Пушкин изучал жития святых, Библию, а Евангелие считал исполненным божественного красноречия.
Аргументируя свой ответ, укажите, что стихотворение «Подражания Корану» , состоящее из девяти отдельных глав, А. С. Пушкин посвятил Прасковье Александровне Осиповой. Написанное во время Михайловской ссылки, произведение «И путник усталый на бога роптал…» представляет собой свободное развитие нескольких строк второй суры Корана: «Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до основания. Он сказал: «Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?» И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет!
И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом». И когда стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!»
А в описании воскрешения поэт использует 37-ю главу библейской книги пророка Иезекииля, подчеркивая тем самым известное духовное родство двух священных книг:
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладязь наполнен прохладой и мглой.
И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рев издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.
Так чудо возрожденья объединяет все живое в согласный гармонический мир.
Подчеркните, что «Пророк» , бесспорно, является шедевром религиозной лирики А. С. Пушкина. В нем нашла отражение вера поэта в свое высокое предназначение: исполнившись Божественной волей, «глаголом жечь сердца людей». Превращение простого человека в пророка становится метафорой духовного преображения.
Призыв к очищению, обретению гармонии мира является творческим заветом создателя стихотворения.
Отметьте, что духовно-религиозные настроения нашли отражение в зрелом творчестве поэта. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» является лирическим переложением молитвы Е. Сирина, которую принято читать в дни Великого поста:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
Рассмотрите, как через таинство Великого поста страждущий может приобщиться к святости Христа, к Его мукам. Дух смирения, терпения и всемирной любви помогает обрести прощение, раскаяться в личных грехах и помолиться за спасение своих ближних. Так начинается путь к Великому Воскресению Христову — Пасхе.
Обобщая сказанное, укажите, что неоспорима связь нравственного сознания поэта с христианской идеей соборности. В стихотворении «Два отрывка» выражено чувство религиозного гуманизма Пушкина:
По воле Бога самого Самостоянье человека,
Залог величия его…
Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Раскройте художественные особенности духовной поэзии Пушкина