Рассказ Женщина

Еще более сложная перекличка М. Горького с творчеством В. Г. Короленко заключена в рассказе «Женщина». Эта перекличка имела свою предысторию. Когда в 1899 году в народническом журнале «Русское богатство» появился рассказ Короленко «Маруся» , критики сразу же отметили, что автор затронул то самое явление, которое получило отражение во многих ранних произведениях М.

Горького: «антагонизм оседлого и бродячего типов». Чаще всего «Марусина заимка» противопоставлялась горьковскому рассказу «Мальва». Если горьковская

героиня предпочитает бесшабашного босяка Сережку «хозяйственным мужичкам» — отцу и сыну Легостевым, то Маруся предпочитает работящего пахаря Тимоху похожему на Сережку вольнолюбивому бродяге Степану. Из этого критики делали вывод, что Короленко опровергал Горького.

Когда же в 1912 году появился горьковский рассказ «Женщина», в нем увидели влияние «Марусиной заимки», свидетельство сближения «нынешнего Горького с Короленко». Один критик даже утверждал, что автор книги «По Руси» в трактовке крестьянства «целиком примыкает» к народникам. Ведь героине рассказа «Женщина» — рязанке

Татьяне — надоело бродяжить, надоело «шляться» по России и захотелось «хорошего жительства», с пашней, огородом, своим хозяйством.

Явные симпатии автора к этой героине показались неопровержимым доказательством его возвращения на народнические позиции, к которым он был близок в юности.

Между тем никакого попятного движения у М. Горького не было — его перекличка с В. Г. Короленко имела совсем не тот характер, какой представлялся некоторым критикам. Во-первых, «Марусину заимку» не следует слишком резко противопоставлять «Мальве»: Короленко глубоко сочувствовал «беспокойному» бродяге Степану и, еще больше сочувствуя вернувшейся к земледельческому труду Марусе, отмечал ограниченность ее маленького счастья. К тому же нельзя ставить Тимоху в один ряд с проникнутыми собственническими стремлениями Легостевыми. А во-вторых, М. Горький показал неприязнь своей Татьяны не только к бродяжничеству, но и к «скушной» сытой жизни зажиточных крестьян, равнодушных к бедствиям голодающей массы.

Он показал не просто желание Татьяны крестьянствовать, а ее мечту о «новой деревне». Характерный факт: предлагая в конце 1912 года К. С. Станиславскому тему для театральной импровизации, М. Горький, в сущности, повторил сюжет своей «Женщины». Он писал великому режиссеру: «Дайте девушку, которая мечтает о материнстве, о мирной семейной жизни где-то в пустынном уголке земли. Ей кажется, что она может построить жизнь как-то просто очень и мило, по-новому, совсем по-новому» Да и разве можно забыть о трагическом финале «Женщины», забыть о том, какой иллюзорной, утопичной оказалась мечта Татьяны построить в условиях старой России «новую деревню», «создать какую-то новую, хорошую жизнь»! В. Г. Короленко иной раз далеко выходил за пределы народнической доктрины, и все же он оставался народником.

Вот почему в творческом взаимодействии двух писателей было и притяжение и отталкивание.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с —

Аннотация:

В том вошли цикл рассказов «По Руси» и «Дело Артамоновых» — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.




Рассказ Женщина