Раздумья над творческим наследством В. Полищука
Творческие достижения Валерьяна Полищука не отделимы от эпохи, на судьбу которой выпало немало испытаний: Вторая мировая война, революция 1917, гражданская война…В 30-х годах двадцатого столетия его имя было популярным, его часто можно было встретить на страницах газет и журналов. Что предоставляло популярности В. Полищуку? Прежде всего он прославил себя человеком неугомонного характера, кипучих организаторских способностей, человеком, полным силы и отваги, что было вообще типичным явлением в жизни Украины 20-х годов.
Во-вторых, тем, что
Однако остановил его арест писателя трагического для украинского народа 1937 года, в который В. Полищук и был расстрелян.
Валерьян Полищук чем-то напоминает мне Степана Радченко из романа В. Подмогильного «Город». Он имел активную жизненную позицию, своеобразный философский выбор и жизненное назначение. Работая в стиле авангардизма,
В. Полищук склонен был к «количественной» литературе, не понимая того, что количество не всегда переходит в качество. За короткую свою жизнь поэт выдал несколько сборников: «Солнечная мощь» , «Взрывы силы» , «Книги повстанцев» , «Громыхающий след» , «Гениальные кристаллы» , «Зенит человека» . Кажется, за этими названиями сборников можно написать биографию писателя. В чем же особенности творчества писателя, что еще и сегодня не имеет объективной оценки. И хотя кое-кто склонен к полному возражению задела Полищука, все же остается истиной то, что он был человеком в свое время.
И как свидетель буревых событий утверждал новое революционное искусство, особенностью которого была склонность, как уже говорилось выше, к авангардизму и его разновидности — конструктивного динамизма.
Новаторство литературы усматривал в новых темах — урбанистики, индустриализации, научных достижений. Пишет преимущественно верлибром, часто прибегает к словесным декларациям и лозунгам, крикливо-плакатным образам. На первом плане в заделе Полищука — городские мотивы, дух новаций и преобразований, связанный с временем, когда, казалось, новая культура укоренялась на обломках дореволюционной истории и культуры. Его расположения духа, как и расположения духа В. Чумака, В. Голубого, П. Тычины, М. Волнового, М. Кулиша, В. Подмогильного, Д. Фалькивского, оптимистичные, переполненные верой в светлое будущее:
Юношеская кровь шумит в наших жилах. Юношеская сила сверкает в глазах,- Мы за народ, за работу пойдем смело И покой принесем на точенных мечах.
Г. Волновой, П. Тычина, поэт воображал себя певцом революционной эпохи, он принесет освобождение человечеству, и на земле будет заложен фундамент нового, и светлого, неповторимого. В этом поэт видел бессмертие. Энергия творцов не пропадает даром. Его творчество не исследовано.
И, может, оно больше интересно для историков, однако не надо с весов снимать того, что вершины его теории — светлые и чистые, их не затуманил занавес времени. Итак, работа поэта из поколение сеяльщиков, которое вошло в историю как «расстрелянное возрождение», не была напрасной.
Раздумья над творческим наследством В. Полищука