Размышление: Герои войны — палачи или жертвы?

Начало прошлого века оказало пагубное влияние на русскую культуру и литературу в частности. Новое правление навязало свои правила и новые традиции. Отличие проявилось в том, что герои произведений 19 века всегда находились в смятении и моральных исканиях, искали истину в сложностях взаимоотношений, признания, душевного одиночества, а новая литература наоборот, не гонялись за усложнением произведения, стремились как можно больше упростить героя, сделать его ближе к простым людям. Население страны получает силу и власть править, и доводится

до совершенства.

Пролетарий ведет уничтожение с высшим светом, после расправы с которым начинает гонение интеллигенции, по их мнению — самого расчетливого, умного и ярого врага.

Партизанские отряды, которые обосновались по всей территории России. Были прообразом стихийной войны для «красных». Обычно партизаны описывались как отважные герои, которые с честью бились в лесах и лугах. В таких красках видел народных героев Мечик, который захотел стать таким же как они.

Он хотел сражаться за идеалы нового времени, но не ожидал в реальности увидеть столько жестокости и грубости, что совершенно оттолкнуло

его от этих людей. Суждения крестьян поменялось, народная масса нуждалась в других людях, которые смогут управлять ею. Предвадитель отряда Левинсон был глубоко неприятен Мечику.

Но можем ли мы судит определенно этого героя, который вырос как личность именно в 20-е годы и жил в атмосфере нового времени?

Перед тем как описать личность Левинсона, мы можем дать характеристику действиям других персонажей, показанных более односложно. Например герой рассказа Бабеля «Мой первый гусь» Савицкий, который воюет за «красных» и очень быстро становится душой отряда. Он был хорош собой: серые с искринкой глаза, заразительная улыбка, могучее тело, невольно притягивали к себе. С ним хотелось общаться, и доверять ему.

В душе он типичный представитель нового времени. Он абсолютно спокойно относится к убийствам, даже к беспричинным и смерти, интеллигентов он считает паршивыми, ничтожными людьми. В глазах Савицкого Лютов совершенно не имеет авторитета, потому что он более образованный член отряда, который не умеет быть беспощадным и жестоким. Савицкий, не противясь своей судьбе, поддался требованиям и влиянию времени.

Новый принцип дозволенности того что раньше было запретом одарил подобных людей властью и дал в руки Савицкому оружие.

Такие же взаимоотношения сложились между командиром отряда и его пленным Юрием Живаго. Но доктору не приходится становиться членом отряда и поддерживать «красных». Отрядом командует слабохарактерный человек, в подтверждение этому можно привести факт, что поставки самогона возобновились, даже после наказания. Микулицин труслив и слаб духом, для него главное сохранит свой пост, кокаин и алкоголь.

Он маскирует свою трусость жестокостью, кровавыми расправами, беспределом. Но в то же время он выступает за просвещение людей и дисциплину, не замечая реального изменения в худшую сторону в людях. Микулицин считает единственные поводы для переживаний Живаго — это его страх умереть или быть убитым «белыми», хотя на самом деле доктор переживает за вырождение культуры, падения нравственности, бесконечные смерти невинных и истребление здравого человеческого сознания.

Микулицын не видит корня проблемы трагедии, которая случается, он только исполнитель всего что происходит, уничтожения культуры и истории, что предсказывал Блок еще в начале века.

Более сложный и разносторонний образ Левинсона в произведении Фадеева «Разгром». Он — состоявшаяся личность, мудрый и опытный командир. Он отбирает свинью у голодной семьи и помогает умереть Фролову, но не потому что он такой жестокий, а лишь потому, что на первом месте у него стремление сохранить отряд целым и здоровым, это безприкословный приказ парии. Он не волен делать что захочет, он живет по уставу партии. Левинсон смотрит в будущее и во имя него готов совершать преступления.

Он не бездушный человек, но дать волю чувствам и эмоциям он не может себе позволить. Двигаясь только вперед, он ведет за собой свой отряд, призывая их к отваге и выполнению долга. Левинсон мудр и силен, каждое его действие осознано и правильное, но зачастую он не может понять других, которые не принимают новое время. Считая Мечика слабохарактерным человеком, он не помогает ему стать частью партии и отряда. В свою очередь Мечик не в состоянии понять сути проблемы, испугавшись всего что увидел на войне.

Таким образом Мечик становится такой же жертвой как и Фролов, корейская семья и другие поломанные судьбы.

Командиры, и плохие и хорошие не оставляют для себя шансов на спокойную жизнь, они тоже складывают головы в этой кровопролитной борьбе. Они отдаляются от семьи, меняются в душе и сознании для того чтоб стать ближе к людям. Левинсон призывает жить и «исполнять свои обязанности», понимая под этим в том числе и нужду в кровавых расправах и убийства и жестокость.

В литературе начала прошлого столетия трагедия людей, которые стали жертвой времени звучит особенно сильно.




Размышление: Герои войны — палачи или жертвы?