Размышление на тему — Мое отношение к Евгению Онегину

Действие романа «Евгений Онегин» развивается с 1819 по 1825 года. Именно в настоящее время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобный герою пушкинского произведения. В России и Европе сгущалась предгрозовая атмосфера; на это время приходится возникновение в России тайных организаций, обществ и ячеек. Но одновременно с этим усиливалась и реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей справедливостью и последовательностью.

Главное

действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин. Он изображен Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не очень легко установить даже, как относится к нему сам автор.

Социальное положение и воспитания определили основные черты характера Онегина.

Он сын богатого господина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать за шмат хлеба, «работа упорная ему была скучная». Воспитание, полученное Евгением, было скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный господин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его нанимаемым гувернерам

и гувернанткам.

Они почти ничего не научили мальчику, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости. Но получив поверхностное образование, Онегин дважды старается пополнить и расширить ее. Во всяком случае, встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог оспаривать у него из серьезных политических, исторических и философских вопросов как равный с равным.

В Петербурге Онегин ведет пустое, бесцельную и бессодержательную жизни. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, баллы, ухаживания к женщинам. Наука страсти нежной «была основным содержанием его жизни».

Как рано мог вон лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заложит верить, Казаться мрачным, изнывать.

Утомившись скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в село. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на конях и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в начале, приехав в село, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярм вон оброком легким заменил».

Но и это недолго занимало его, и занялся этим Онегин только от бездельниства, «чтоб только время продлить». Понятно, что из Онегина вышел настоящий эгоист, который думает только о себе, о своих желаниях и утехах, не умеет обращать внимания на чувство, интересы и страдания людей, способен с легкостью обидеть, обидеть, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Красивые задатки его души через воспитание и жизненные обстоятельства остаются под спудом, не имея развития. Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Скука овладела им.

Но у Онегина не хватило ни силы, ни желание порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимательность к людям, к чувствам других заставляют его постоянно причинять людям зло. События быстро двигаются к трагической развязке, и Онегин продолжает пассивно и безразлично относиться ко всем и ко всему, кроме собственного покоя.

Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бестолковость этой дуэли, Онегин все же принимает вызов и убивает на дуэли своего молодого друга Владимира Ленского.

Только потеряв, он начинает понимать всю жестокость своего поступка. Убийство Ленского перевернула жизнь Онегина. Он больше не может оставаться в тех местах, где все напоминало ему о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный укорами совести, Онегин путешествует по миру.

Он уже не может, как когда-то, идти по жизни, совсем игнорируя чувство и переживание людей, с которыми сталкивается, и думать только о себе. Онегин, оказывается, не такой уже и холодный и рассудительный эгоист, которым казался в начале романа. Он уже не может не замечать трудная жизнь русского села, страдание русского народа под гнетом крепостников. Возвратившись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной.

Небывалой силы любви вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такая, что он тяжело заболевает и едва не умирает от любви. Как далекий этот человек, который глубоко и тяжело переживает свою любовь, к Онегину с первых разделов романа!

Как сильно обозначились на нем испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более соответствующего человеческому достоинству».

Мое отношение к Онегину противоречивое и изменяется во время развития сюжета. Онегин — эгоист, который скучает. Он в первых разделах романа симпатии, разумеется, вызвать не может. Онегин, который читает мораль влюбленной Татьяне, хладнокровно убивает вторая на дуэли, даже вызывает злость.

Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чужое ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

Но, по мере того, как в душе Онегина происходит восстановление, мое отношение к нему изменяется. Мне уже жаль его, жаль как человека по сути своей благородной. Крах всех его надежд, его личное несчастье — справедливо, это расплата за все его бесцельно прожитую жизнь. Возможно, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа? Для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства, непреодолимая страсть создавать всегда была для Пушкина положительным признаком; в-третьих, эта любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, которые прекрасные в человеке, три страсти, которые делают ее существом воистину благородной, три сферы активности, которые наполняют жизнь значением и содержанием.

Все они могли быть доступные Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чуждый высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособный к приподнятой любви. Это не вина, а беда Онегина.

Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина мира. Вина на обществе, так устроенному, что двум красивым людям никак не найти в нем счастье.

Возможный ли в нашей современной литературе, подобный Онегину? Хуже то, что возможный, так как, к сожалению, у нас, молодого поколения, нередко встречается такая страшная неизлечимая болезнь, как безверие. И как предостеречь себя от этого заболевания, неизвестно.




Размышление на тему — Мое отношение к Евгению Онегину