Размышление на тему морально-эстетичных ценностей: Воспитывая гражданина
Воспитывая гражданина — носителя лучших достояний национальной и мировой культуры, учитель литературы стремится создать атмосферу полного доверия между взрослым и ребенком, привлечь последнего к учебному процессу так, чтобы ученик сам мог мотивировать свою деятельность как на уроке, так и во внеурочное время, формируя собственную систему морально-эстетичных ценностей. Кроме того, быть одним из краеугольных камней дальнейшего профессионального совершенствования своего педагога-наставника. Представленные ниже материалы имеют целью
Инновационные идеи, положенные в основу опыта. Главным объектом в учебно-воспитательном процессе вообще должен быть каждый конкретный ребенок. На этом и должна строиться вся система педагогической деятельности учителя, направленная на всестороннее личностное развитие каждого воспитанника.
В основе представленного
Поэтому необходимым является на данном этапе формирование жизненных компетенций школьника, создавая методический аппарат учебного процесса, используя как традиционные, так и новейшие технологии, региональные и всеукраинские программы, разработанные с учетом стандартов образования, которые отвечают требованиям современной общественной жизни нашего государства.
Теоретическая база опыта. Модернизация же учебно-воспитательного процесса предусматривает создание условий для реализации каждым школьником собственной образовательной траектории, определенной его учебными возможностями, запросами, интересами, задатками и способностями.
В таких условиях актуализируется необходимость преодоления традиционного разногласия обучения — между требованиями общества относительно уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения и нуждами и интересами самих учеников. Итак, с одной стороны, должен быть обеспечен достаточно высокий образовательный уровень граждан Украины, что является предпосылкой конкурентоспособности нации во всех сферах жизни, а с другой стороны, положенный в основу учебно-воспитательного процесса личностно сориентированный подход предусматривает удовлетворение интересов и нужд личности, которые могут не совпадать с определенными требованиями.
Я глубоко убежден в том, что понимание учеником значения творчества того или иного писателя происходит непосредственно — через призму собственных ассоциаций, наблюдений и выводов. И учитель должен выступать здесь в роли «дирижера хора», а не «первой скрипки». Так, изучая тему «Старик и море» — повесть-притчу о человеке. «Жизнеподобный» сюжет и философско-символическое содержание повести» , одиннадцатиклассникам была предложена мини творческая работа на развитие ассоциативных и абстрактных процессов мышления с ключевыми понятиями «море» и «человек». «Человек и море — это две загадочные стихии, наполненные неизвестностью и красотой.
Море наделяет человека прекрасными чувствами могущества его природы. Морские волны еще больше предоставляют водным пространствам чарующую привлекательность. «А человек среди этой беспредельности, словно чайка, дрейфует, любуясь вечной красотой…» .
Уроки зарубежной литературы — это уроки эстетики художественного текста, проявления неординарного таланта писателя на фоне определенной эпохи и культуры. Устаревшей является доминирующая воспитательная функция литературы. Воспитание имеет целью не морализаторскую, а эстетичную, т. е. такую, что побуждает учеников к самоотдаче через собственное творчество.
Важным этапом для достижения синтезирующих моментов на уроках и во внеурочное время, является систематизированная работа над всеми этапами учебного материала. Упомянутые виды обучения воплощаются через такие формы, методы и приемы, как тренинг, образная форма построения пространства и художественных явлений.
Эффективными средствами обучения как на уроке, так и во внеурочное время являются дистанционные образовательные программы, элементы литературоведческого анализа на фоне виртуального простора, создание и просмотр веб-, графических и мультимедийных проектов, работа с электронными энциклопедиями. Но отсутствие в кабинете зарубежной литературы компьютерной системы делает невозможным воплощение их в реальность. Использование же устаревших программ на компьютерах кабинета информатики искажает визуальное восприятие учебного материала, а поэтому часто школьник приходит к неправильным обобщениям.
Важным этапом усвоения программного материала является использование межпредметных связей в их органическом объединении.
На уроках произведения музыки, живописи, художественные тексты, исторические факты могут быть как объектом исследования, так и первоисточником в творческом процессе, или фоновым материалом, который позволяет воспринимать художественное сочинение и мироощущение школьника целостно, «по-иному», т. е. «по-новому» качественно, чтение в оригинале и анализ произведений немецкой, английской, польской, японской национальных литератур, их художественный перевод, восприятие любовной и пейзажной лирики на фоне симфонического года, создание образов-шифров по танка Исикавы Такубоку).
Одним из путей реализации учебно-воспитательных целей в условиях формирования личности ученика, стимуляции его стремления к самореализации стала разработка и апробация методического проекта «Формирование активной читательской деятельности. Система разноуровневых и индивидуальных задач» для 5-9 классов». Это систематическая работа учеников над задачами дома и на уроке, под руководством родителей и учителя.
Размышление на тему морально-эстетичных ценностей: Воспитывая гражданина