Разноплановость смеха «Василия Теркина»
Думается, что такое разнообразие форм смеха, непосредственность его звучания, в сочетании с поистине трагическими элементами сюжета, стали важной вехой в становлении комического миропонимания поэта. Кажется, он смакует все возможности юмора: это не только отдушина в момент народного бедствия, но и возможность напрямую высказаться на запретные темы. Иными словами, смех — это свобода.
Свобода авторского самовыражения сделала «Теркина» одним из самых оптимистических произведений о войне. Задорный, переливающийся разными отблесками,
Итак, роль смехового начала поэмы обусловлена необходимостью защиты от трагедийного самоощущения конкретно-исторических событий. Тонкая смеховая материя помогла создать светлое, свободное от страха витающей смерти полотно. Но не только эту свободу вызвал к жизни юмор.
По признанию самого Твардовского, война освободила его от идеологических штампов. Это высказывание парадоксально
Едва ли внутренне несвободный человек, а тем более художник мог позволить себе шутки по такому поводу. Поэтому нам кажется интересным проследить, как палитра смеховых приемов способствовала выполнению основной своей задачи — освобождения от страха. Страха смерти в его народных традициях и страха в борьбе с «кромешным миром» войны.
Как уже отмечалось, в художественном мире «Василия Теркина» отчетливо выделяются две сферы — главного героя и автора. С образом первого связано освоение уже заложенных форм и приемов, со вторым — помимо традиционных форм апробация нового вида смеха — интеллектуальной иронии.
В настоящей главе мы попытаемся определить характерные способы выполнения основной функции комического в поэме, а также выделить особые приемы поэтики. Среди основных форм смеха можно назвать смех юмористический, сатирический, а также обретающий черты самостоятельного вида иронический. Истоки смеха: уже занявший свое место в творчестве Твардовского фольклор, а также индивидуально-авторская оценка происходящего.
Среди использованных ранее частных комических приемов появляется новый для поэтики Твардовского прием — парадокс и др. С образом главного героя связано осмысление лучшего, что было создано автором в довоенные годы, авторские же отступления прокладывают дорогу новому виду смеха — интеллектуальному, подчас саркастическому.
Итак, рассмотрим материю комического в образе главного героя. Прежде всего, функцию и характер юмора.
Собственно юмористическое содержание возникает в главе «Переправа», насыщенной солдатскими шутками. Описывающая преодоление ледяной воды в морозную пору, глава полна глубокого трагизма. Пожалуй, это один из самых тяжелых эпизодов «Книги.». Однако в самый безнадежный момент, почти из небытия появляется Василий Теркин: «Гладкий, голый, как из бани,/ Встал, шатаясь тяжело./ Ни зубами, ни губами/ Не работает — свело» .
Подхватив обледеневшего товарища, принялись оказывать ему первую помощь солдаты вполне традиционным способом. Едва почувствовав знакомый запах, ожил пострадавший воин. Оживание его протекало в привычной, как мы убедимся в этом позже, юмористической колее: «- Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?» С той же лукавой интонацией комментирует события автор: «Дали стопку — начал жить». Как о вполне естественном ходе вещей, в то же время торжествуя, сообщает он о результате сложной операции: «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!» С извиняющейся ноткой просит он от имени лейтенанта лишь «огоньку туда подбросить». Искренность и готовность в любой момент вернуться на тот берег покорили полковника.
И на его поощрение «Молодец» не растерялся-таки Василий: «А еще нельзя ли стопку, Потому как молодец?» В продолжение разговора в юмористическую игру вступает и сам военачальник. В ответ на его бдительное замечание — «а будет много сразу две?» — лукавый Теркин парирует: «Так два ж конца…»
Эта комическая зарисовка при всем ее оптимизме не стала финалом главы, поскольку в отличие от лубочно-развлекательных функций газетного Теркина юмористическое заявление героя в данном случае призвано оттенить трагизм пережитой ситуации. Кроме того, юмором герой борется со страхом смерти. Так, на первых страницах прочерчивается основная задача комического в поэме — смех как оружие в борьбе со страхом.
В данном случае, герой смеется над страхом смерти. В то же время балагурство героя не облегчает драматизм ситуации, а напротив, усиливает его. Неслучайно в финале поэмы подчеркивается масштаб разразившейся катастрофы: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле» . Так юмористический потенциал используется как уже знакомый автору вид комического, вошедший неотъемлемой частью в его смеховую культуру с довоенных времен.
Если можно так выразиться, это своего рода мелкая дробь противнику — страху в «кромешном мире». Аналогична роль юмора и в других эпизодах.
Разноплановость смеха «Василия Теркина»