Разработка урока. Полезные ископаемые родного края
Цель: ознакомить учеников с полезными ископаемыми области, в которой они проживают; определить их свойства; раскрыть их значение в народном хозяйстве; воспитывать чувство гордости за родной край и заботливое отношение к естественным богатствам. Оборудование: образцы полезных ископаемых своей области, карта «Полезные ископаемые Хмельнитчины». Ход урока I. Подготовка класса к уроку II. Проверка домашней задачи 1. Фронтальное опрашивание. Что называется погодой?
Какие показатели включает в себя понятие погода?
Как возникает ветер?
Докажите свою мысль.
III. Актуализация знаний учеников и сообщение темы урока Как называется область, в которой мы живем? Какие промышленные предприятия есть в вашем поселке? — Откуда они берут сырье для производства? — Вот этим сырьем и являются естественные богатства, которые люди добывают из недр Земли, или с ее поверхности. Их называют полезными ископаемыми.
На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с полезными ископаемыми нашей
IV. Изучение нового материала 1. Беседа с элементами практической деятельности и рассказ о свойствах, использовании и месторождениях полезных ископаемых своего края. — Мы с вами знаем, что полезные ископаемые — это те породы и минералы, которые человек использует для своих нужд. Природа не обделила наш край этими богатствами. Среди полезных ископаемых Хмельницкой области наибольшее значение имеют те, что используют как естественные, строительные материалы и сырье для их производства.
По всей области на поверхности под пластом почвы залегают рыхлые породы — песок и глина. В долинах рек Хоморы, Случа, Южного Буга можно встретить глыбы гранита. В Товтрах есть залежи мергеля, из которого изготавливают цемент на Каменец-Подольском цементном заводе. Вдоль реки Доспехи залегает гипс. — Знаете л вы что-то об использовании гипса?
Его применяют в медицине и строительстве.
На севере области добывают кварцевые пески, каолин, коричневые глины — сапониты. Все это — сырье для строительной промышленности. В южных районах, в глубоких оврагах, можно встретить фосфориты. Из них изготовляют минеральные удобрения.
Издавна там, где было болото, копали торф и использовали его как топливо и удобрения. 2.
Рассмотрение образцов полезных ископаемых и проведение опытов. — Найдите среди образцов на партах известняк.
Как вы его распознали? — Как образовывается известняк? — Где и для чего его используют?
. — Следующее полезное ископаемое всем вам хорошо известно. Без него в школе невозможно обойтись.
А узнать его вам поможет загадка. Маленькое, беленькое, По черному полю скачет и след оставляет.
— рассмотрите кусочки мела. Какой у него цвет, прочность? . — Капнем на мел кислоту. Что вы увидели?
Сделайте вывод. . — А вот с этими полезными ископаемыми вы не раз встречались. Без них не может обойтись ни одно строительство. Это песок и глина.
Давайте возьмем два стакана, вставим в них воронки.
В каждую воронку положим фильтр. В одну насыплем песок, а в другую — измельченную глину.
Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Что вы увидели?
. — а теперь придайте мокрой глине и песку форму. Что лучше лепится? — а сейчас давайте произведем поджог песка, глины, мела. Что вы заметили?
-Такие полезные ископаемые называются негорючими. В отличие от этого, давайте произведем поджог кусочек торфа. Горит ли он?
Он принадлежит к горючим полезным ископаемым, которые являются топливом.
3. Работа с картой полезных ископаемых Хмельнитчины. — рассмотрите на карте условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые. Определите, какие полезные ископаемые есть в вашей местности. 4. Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых. — Безграничны ли запасы полезных ископаемых? Полезные ископаемые — это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых.
Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться. а потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым — это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены. Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых. Физкультминутка V. Осмысление учениками знаний Работа с учебником. Обработка статьи «Полезные ископаемые родного края».
Ответы на вопросы. — Как обозначают месторождения полезных ископаемых на карте? — Какие полезные ископаемые называют горючими? Негорючими? — С помощью каких опытов вы определяли свойства полезных ископаемых? VI. Закрепление изученного материала — Какие полезные ископаемые добывают в вашей области? Где их используют? — Как нужно использовать полезные ископаемые? — Почему их необходимо тратить экономно?
VII. Итог урока VIII. Домашняя задача Обработать статьи учебника.
Разработка урока. Полезные ископаемые родного края