Развертывание действия конфликтов в реалистических произведениях

Романтизм с его лирической струей отдает предпочтение поэзии, реализм, обращается к прозе, особенно к роману, что, по определению Гегеля, является «эпосом буржуазного общества». Наконец, язык романтизма является поэтическим, он наполнялся из фольклорных источников, язык реализма — приближается к разговорному, бытовому, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Однако в творчестве выдающихся реалистов эти два больших направления часто не исключают друг друга, а гармонично сосуществуют.

Бальзак использует романтичную

фантастику в «Шагреневой коже». Стендаль изображает присущие романтизму исключительные характеры и страсти.

Новеллы Мериме совмещают действительность с фантастикой, изображают экзотику Юга, наполняются фольклорными мотивами и мистикой. Элементы романтизма можно наблюдать также в произведениях Ч. Диккенса и Гайне, Флобера и Ф. Достоевского, Т. Шевченко и Б. Пруса, Ш. де Костера и И. Франко. «Каждый великий реалист — по-своему романтик, — замечает Померанц. — Писатели, которых мы относим к классическому реализму, не отбрасывают, а продолжают романтичные традиции… Классический реализм может

рассматриваться как завершение романтизма, как «истинный романтизм». В образной, остроумной форме Померанц говорит о расхождениях реализма и романтизма. По словам исследователя, романтизм тяготеет «скорее к старцу и ребенку, чем к взрослому. Романтизму 8 и одновременно 80 лет, реализму — 40.

Романтизм — сказка, которую дедушка рассказывает внученьке, а реализм — серьезная история для серьезных людей. Но взрослым и серьезным людям нельзя прямо сказать правду о Маленьком Принце или планете Смешного Человека : они засмеют, унизят идею. И вот волшебник-поэт притворяется, что он… серьезный деловой человек.

Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом». С другой стороны, реализм противостоит натурализму из его фактографизмом и «объективным» копированием действительности. Писатели-реалисты пытаются не просто «сфотографировать» явление, а творчески осмыслить его, дать свою оценку.

Реализм идет дальше простой фиксации фактов.

Реалистичная литература, по словам И. Франко, не только «собирает и описывает факты ежедневной жизни», но и «заодно анализирует их и делает из них выводы». Если натуралист, подобно научному работнику, бесстрастно изображает отдельные явления действительности, художник-реалист видит в искусстве и воспитательную функцию. Литература реализма, отмечал Франко, «указывает на недостатки общественного строя там, где не везде может добраться наука и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков…». Против фотографизма в искусстве выступал и Ф. Достоевский. «Фотографический снимок и отражение в зеркале — далеко не художественное произведение», — отмечает он.

От художника требуется не «фотографическая верность» и «механическая точность», — они являются лишь материалом, из которого «потом создается художественное произведение». Истинный художник, считает Достоевский, не может просто отражать, «пассивно, механически». В каждом художественном произведении «видно его самого»: художник «отобразится невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, со своим характером, со степенью своего развития».

Реализм пытается быть самым демократическим искусством. Если представители классицизма и многих школ барокко рассматривали творчество как несколько «элитарное» и аристократическое, а свои произведения направляли для «избранных», реалисты, наследуя сентименталистов и романтиков, стремятся завладеть вниманием как можно более широкого читательского круга. «Наши симпатии, надежды, деятельность, — провозглашал Чарльз Диккенс, — обращены к многим, а не к избранным. Нельзя считать высоким то, что лишь поставлено высоко. Низкое не то, которое находится внизу…».

И реалистичная литература является действительно наиболее демократической. Художники-реалисты видят свое задание в том, чтобы писать для народа и в то же время учиться у него. Ч. Диккенс, писав в одном из своих писем о долге художника перед народом, отмечает: «…не просто проявлять наши способности в каждой отрасли искусства, но обращаться к большому океану человечества, каплями которого мы есть…».

Реализм, многие из представителей которого сами вышли из демократических слоев населения, видит призвание литературы в служении интересам народа.

Автор «Приключений Оливера Твиста» отмечает: «Я верю в то, что литература должна свидетельствовать о своей верности народу, должна горячо защищать прогресс, счастье, благосостояние народа». Такие же задания литературы выдвигал Тарас Шевченко. О самоотверженном служении искусства народу и родине писал он в предисловии к «Кобзарю» , издание которого из-за ареста автора не осуществилось. Боль за свой народ, за судьбу Украины пронизывают и поэтические произведения Великого Кобзаря.

Муза Шевченко — всегда с народом: «…Восхвалю Малых тех рабов немых! Я на стороже около них Поставлю слово». Одним из основных художественных принципов реализма является правдивость. «Учи неложными устами сказать правду…», — обращается к музе лирический герой Т. Шевченко. Правда для художника-реалиста — это верность воссоздания реальной действительности. Реалист, в отличие от романтика, не украшает действительность и не созерцает за ней сверху.

Он стоит не в стороне от нее, а находится вровень с действительностью. «Художественная правда является прямой целью искусства, как правда историческая является целью историка археологии», — отмечал выдающийся романист И. Гончаров.

Представители реалистичного направления пытаются как можно правдивее воспроизвести события и характеры, обстоятельства и детали. В советском литературоведении каноническим было определение реализма, которое сделал Ф. Энгельс: «По моему мнению, реализм предусматривает, кроме правдивости деталей, правдивость в воссоздании типичных характеров в типичных обстоятельствах». В целом мысль подходящая, хотя и не должна претендовать на универсальность.

Действительно, и правдивость деталей, и правдивость типичных характеров и обстоятельств являются главными признаками реалистичного искусства, а типизация — его основным принципом. «Художники-реалисты, — отмечал выдающийся немецкий драматург Бертольт Брехт, — отмечают существенное, «земное» типичное в глубоком понимании». Типичность реалистичного образа заключается в том, что писатель, с одной стороны, прибегает к широкому обобщению, а с другой — к изображению конкретного, индивидуального. В. Белинский, который одним из первых теоретиков реализма выдвинул тезис о типах и типичности, замечает, что в типе заключается торжество органического, слияние двух крайностей — общего и особенного. Сущность типа, согласно афористического высказывания Белинского, «изобразить всех в одном». Лев Толстой, который утверждал, что «дело художника, — схватить типичное», советовал: «Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип».

Вообще, следует заметить, что художники-реалисты уделяют наблюдению огромное внимание. Бальзак писал, что «гений наблюдения — это почти весь человеческий гений». Чтобы правдиво и типично отобразить жизнь, необходимо тщательным образом изучать ее. Однако одного наблюдения маловато: оно не создает типичный характер. «Если писать с натуры одно какого-то человека, то это выйдет вовсе не типично — выйдет несколько одиночное, исключительное и неинтересное, — отмечал Лев Толстой. — А нужно как раз взять у кого-то его главное, характерные черты и дополнить характерными чертами других людей, которых наблюдал». Реальность художественного типичного образа возникает только тогда, когда изображаемое явление добывает свое место в общей картине мира.

Реалист призван углубляться в суть самого явления, осмысляя его. Бальзак справедливо отмечал: «Чтобы перевести событие из жизни в литературу, писатель должен показать все его корни».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Развертывание действия конфликтов в реалистических произведениях