Развитие модернизма в XX веке

Модернизм в 20 веке развивался активно. Т. к. это явление изменчиво, можно только наметить тенденции, характерные для новаторской деятельности.

В зарубежной литературе 19 века символизм дальнейшего развития не получил. Но опыт наследовали разные писатели.

Своеобразным явлением стал футуризм. Возник в Италии, ярко развивался в России. Установки футуризма сводились к тому, что деятели задумывали создать принципиально иное искусство. Обновление языка было принципиально.

Отказ от предыдущего опыта глобален.

Футуризм проявил себя

и в изобразительном искусстве. Это было связано с опытом кинематографа.

Интересная особенность литературы 20 века — появление литературы потока сознания. К этому направлению относятся крупные писатели: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, по-немецки писал Франц Кафк.

Поток сознания — особый прием, в который на первый план выходят разного рода ассоциации. Практически первооткрывателем был Л. Н. Толстой. В главе романа » Анна Каренина » с точки зрения героини воспроизводится перескакивающее сознание, которое с 1 стороны фиксирует внутреннее ощущение героини, и, вместе с тем, ее взгляд улавливает то, что на вокзале

— все это фиксируется подряд единым потоком.

У Пруста этот поток организует несколько романов — полилогия «В поисках за утраченным временем» — процесс вхождения в эти поиски самое интересное.

Первый роман полилогии — «По ту сторону сна». Начинается повествование с того, как человек, страдающий бессонницей, готовится провести ночь. Он видит постель, лампу, книгу, кружок света.

И вспоминает, как радостно сквозь штору проникали лучи в его детство, дом, служанку. Одно за другим цепляется за сознание.

У Джойса самый известный роман — «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект — город Дублин.

Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа.

Так в литературу вошел неомифологизм.

Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений. С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» — мотив потопа, мотив первородного греха — за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека.

Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к. думает, что родится уродливый ребенок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке.

У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив — конец мира — цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что ее прочтет последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всем, что было раньше.

В 20-е гг во Франции появляется еще одна модификация модернизма — дадаизм. Это молодые поэты Луи Арагон, Поль Элюар. Слово от фр. dada — так французские младенцы называют лошадок. Смысл дадаизма в том, что начинаю с нового листа.

Отрицается предшествующий опыт. Новая литература рождается из нерациональных, интуитивных форм. Формально отказались от знаков препинания. Каждый читает их стихи в той интонации, которая ближе читателю. Отменили заглавные буквы в начале стихов. У Поля Элюара появляется стихотворение, которое можно было принимать за любовное, не зная названия.

Оказалось, что это гимн противостояния Франции фашистам.

Произведения, связанные с особой ветвью философии — экзистенциализм — философия существования. Философия существования восходит к учению Киркигора. Он утверждал, что человеку дано в жизни только одно — его собственное существование.

Все люди разные, разобщены. Опыт ни одного из них не совпадает с опытом другого. Солипсисты — люди, уверенные в том, что весь мир сводится к собственному я.

В 20 веке экзистенциализм имел 2 ветви: немецкий и французский. Казалось бы, то, что для древнего грека самое страшное наказание, для молодого человека это сознательный выбор. Сизиф сам выбирает этот труд, он одинок, и в этом выборе осуществляет свое я. Это выбор обреченного, но не сдающегося, был созвучен современникам Комю.

В трагедии «Мухи» Арестя, который в месть за отца уничтожает мать, преследуется богинями мщения. У Сартра это рои мух. Здесь опять вопрос о человеческом выборе. Проблема чувства и долга.




Развитие модернизма в XX веке