Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко

Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи.

А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает вместе со своими героями автор дилогии о селе Борис Гринченко. Каким может быть мир? Светлым, полным надежды на лучшее будущее.

А может казаться, что это «тесен мир

неволи и темноты, звериной борьбы за кусок хлеба, за право жить». Мне кажется, что именно в таком мире живут герои Гринченко. Общ-ребущисть и цинизм стали определяющими чертами характера Дениса Сиваша — одного из трех братьев, которые являются главными героями дилогии.

Он отделился от отца, поставил новую хату, взял в аренду чужие нивы, обманув общину, скупил «пересельськи наделы. Однако почти в каждом украинском селе были такие Денисы, имевших неусыпное око и загребущие руки. Они, кажется мне, ни у кого не вызывали уважения, разве что в таких, как сами. Поэтому и рисует писатель их с таким пренебрежением, с таким

глубоким сарказмом.

В этих новоиспеченных «хозяев», кулаков на лицах выделялись только «ямки красных пастей-ртов с желтыми большими зубами, оскаленные из-под щетинястих вошел. Прекрасные портреты! Кажется, что не люди сидят, а какие чудовища.

Еще одной «чудовищем», «пропащей силой» выступает в произведении Роман Сиваш. Очень реалистично, на мой взгляд, рисует автор судьбу воров. Роман не сам по себе стал на путь грабежей. Солдатчина и служба в городе искалечили его душу.

А сколько было таких Романов, которые не могли найти своего пути в жизни! Служба отрывала их от родной земли, они видели легкий хлеб и не хотели больше возвращаться туда, где нужно было тяжело работать после городской жизни они больше не считали себя «остальными мужичья», говорили на суржике, испорченной языке, хотели втереться к господствующей верхушки. Но туда не каждый может влезть.

Тогда появлялась злость, которая перерастала в кражи, пьянство, драки.

Происходило расслоение деревни. И писатель это изображает именно на примере семьи Сиваша, причем изображает очень правдиво, не минуя острых углов. А их было ой как много! Поскольку это уже не то село, согнулось от барщины и дрожало от каждого взгляда господина. Это не то село, где бедному крестьянину даже мечтать нельзя было о богатстве и о клочке собственной земли.

А в дилогии Гринченко мы видим Филиппа Сиваша не бедным, хоть он и простой крестьянин. Сын его Денис даже является одним из наиболее-гатших людей на селе, к нему не стесняются заходить «уважительные»лица, уважаемые «хозяева».

Но не только кулаки и разбойники привлекают внимание читателя повестей. Если мы проследим за историей, то увидим, что почти в каждом селе были такие правдоискателей, бесхитростно и честные, как Зинько Сиваш. Зинькове и, пожалуй, и самому автору было странно, что «люди сами такой строй промеж себя завели», когда одним преуспевает, а другим «никак нельзя жить».

Зинько начал открытую борьбу против богачей, которые решили захватить общественное землю нечестным путем. Они даже пытаются привлечь Зинка к своей «кумпании. А когда тот отказывается, его обвиняют в убийстве и отправляют в тюрьму. Зинько же думает: «Где же правда, когда можно наказывать мужа ни за что?

Зачем же тогда весь этот строй на свете, весь этот порядок, когда из его нельзя наказывать, мучить невинных? .. «Да, и порядок, и порядок служили только богачам, а бедное крестьянство, как и ранее, должно было тянуть на себе ярмо беззащитности, унижения и презрения. Никто не хотел помочь народу, а тот, кто хотел, кто помогал, посетил тюрьму. Зинько — сознательный человек, которая и других пытается повести за собой.

Но были и такие, как Афанасий Момот, убившего своего родного брата за землю: «Но теперь каждый за землю и руками, и ногами, и зубами держится» Грусть берет от того, что для этого человека собственность становится важнее, чем собственный брат стражей того, что человек может другую лишить жизни.

Гринченко очень реалистично, на мой взгляд, изображает все слои крестьянства. Есть здесь и толпа, для которого главнее есть два ведра водки, поставленные Денисом. «Пьянея, крича, точачись и ругаясь, она забывала о том, что сама себя отдавала в прислужник каждому, кто хотел ею попихаты…» — мучительно пишет автор. Трудно в него на душе, ибо он сочувствует народу, желает ему счастья. Действительно, Б. Гринченко — народный писатель.

Но правда, в конце концов, победит. В это верит автор, в это верит приятель Зинка Карпо. Именно Карп уверяет умирающего Зинка, что его присяга «за правду стоять» станет клятвой всего общества, что «своим» они не уступят «ни в век».

А значит, «скоро сойдет» солнце свободы и счастья…

Невозможно остаться спокойным, читая дилогию Б. Гринченко: сколько там лжи, боли, издевательств над народа. А самое ужасное, что все это действительно было, что все это реальность. Мы с вами увидели, как реалистично изобразил Борис Гринченко крестьянскую жизнь.




Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко