РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ
РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ
В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: «реализм правдиво изображает реальность». Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон — визиновского «Недоросля», и державинскую «Фелицу», и карамзинскую «Бедную Лизу», и уж тем более «Путешествие из Петербурга в Москву» неистового Радищева отнесем к реализму — потому что правдиво, что и говорить, изображена в этих произведениях реальность.
А вот гоголевской «Шинели»
Разница — принципиальная.
Поэтому «Недоросль»,
Основное отличие — в стремлении художни — ка-реалиста докопаться до сути изображаемого явления, во всей его причинно-следственной красе.
Литературовед Виктор Шкловский восхищался: «Какая умница Пушкин! У него все как положено: звезды — вверху, море — внизу». И правда:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Даже положение слов в строке соответствует положению вещей в мире. Божественная гармония. Пушкин всерьез заботился о том, чтобы в его стихах пространство и время были адекватны жизненному пространству и времени. «Время в романе исчислено по календарю», — с гордостью писал он в письме, и мы и вправду обнаружим, что поры года в «Онегине» сменяют друг друга неумолимо и обязательно, вне художественной воли поэта, так же, как это происходит в жизни, а поступки героев укладываются в хронотоп так же незаметно и надежно, как укладываемся и мы в свои жизни.
РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ