Реальная фантастичность в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
Рафаэль Гарсиа Маркес — латиноамериканский колумбийский писатель. Имя писателя запоминается довольно легко — оно и благозвучно, и изысканно. Следует сказать, что так же виртуозно звучат и другие названия — Латинская Америка, Колумбия, Арака-Такая… Даже не читая книжек Рафаэля Гарсиа Маркеса, можно сказать, что у этого писателя должны быть что-то необыкновенное в стиле, в жизни, в творчестве. «Магический реализм» — вот основной элемент творчества Маркеса. И в самом деле, что-то магическое есть во всем, что связано с ним.
Магия
Ни в коем случае! Такой могла быть только реальность! Писатель напишет об этом позднее: «нужно рассказывать обо всем так, как рассказывали мои бабушка и дедушка», т. е. нужно самому верить в то, что говоришь, и тогда это будет интересно другим.
Рафаэль Гарсиа Маркес верил, что наш мир — это настоящее, в котором реальное объединено
Смысл их в том, что писатели всегда создавали что-то невероятное, фантастическое. Проходило время — и фантастика становилась реальностью. Так вот, Маркес предлагает создавать положительную фантастику, «где никто не будет решать за других, как им умирать, где будет властвовать истинная любовь и умножаться счастье».
В самом деле, наши положительные мысли аккумулируются и создают позитив, а страхи порождают негатив.
В романе «Сто лет уединения» показаны шесть поколений рода Буендиа. Кажется, история должна быть захватывающей. Хосе Аркадио Буендиа становится основателем рода. Он в поселке пользуется уважением, дом его наполнен солнцем и светом. Он тянется к прогрессу, поэтому все «фокусы» цыган его так интересуют.
В то же время он ужасно одинок. Эта черта станет определяющей для всех Буендиа. Писатель наделяет разных своих героев не только одинаковыми чертами характера, но и одинаковыми именами.
Имена Хосе Аркадио и Ауре лиана встречаются чаще всего. В семье каждый носит на себе оттенок одинокости, но замкнутость каждого возникла не сразу, а в ходе жизни по разным причинам. Над родом висит проклятие.
Хосе Аркадио старается расшифровать давний манускрипт, который ему достался от цыгана Мелькиадеса.
Цыган умирает, но Хосе Аркадио продолжает с ним общаться, так как тот будто воскресает и поселяется в доме Буендиа. Да и после смерти самого старейшины рода с ним продолжает общаться жена Урсул. Для нее он так и остался сидеть под деревом, где умер, и сюда она приходит, чтобы поговорить с мужчиной о домашних делах.
Для этих людей не существует разницы в словах «жизнь» и «смерть». Для них ничто никуда не исчезает, а живые и мертвые живут в едином мире. По улицам разгуливают призраки, местные жители боятся «пасмурного города», многоголового дракона, которого вызвали на расправу с мятежниками.
Где здесь реальность и где здесь сказка?
Волшебные дороги приводят цыган в Макондо, такими же сказочными дорогами идет полковник Аурелиано, который ищет для себя самую красивую женщину в мире. Или вот Амаранта — она старается отсрочить смерть. Как-то к ней пришла женщина в синем платье и приказала ей шить саван. Это сама смерть пришла, она так обычно наряжена.
Приказ нельзя не исполнить, но человек — хитрое создание. Амаранта шьет, но не спешит — работу можно сделать за неделю, за год, а можно и растянуть на долгие годы… Не все сказки, увещевания становятся правдой.
Так, Аурелиано Хосе на картах выпало семейное счастье, шестеро детей и длинная счастливую жизнь, а вместо всего этого — снопа в грудь. «Этот шар, несомненно, плохо разбирался в увещеваниях карт», — смеется писатель.
Какой вывод можно сделать, прочитав роман «Сто лет уединения»? В первую очередь, мне кажется, автор хочет сказать людям, что не нужно быть гордыми и злыми. За свои плохие дела люди будут наказаны. Возможно, все фатально и ничего изменить нельзя — ведь в манускрипте было написано о последних из рода Буендиа: у Амаранты Урсулы и Аурелиано Бабилонья родится ребенок со свиным хвостиком.
Это и будет концом рода. Фатум не объедешь на кону. А может, и не так? Ведь не всегда увещевания исполнялись. Думаю, если бы люди исправились, не совершали зла, вели себя по-человечески, то и судьба их в загадочном манускрипте была бы измененная.
Так как, например, Аурелиано символизирует собой алчную свиноподобность. Наперегонки со Слонихой он доказывает свою ненасытность: «каждый выпил сок из пятидесяти апельсинов, восемь литров кофе и тридцать яиц». Люди обмельчали, их стремления сводятся к стремлениям животных.
Не более того. А для таких людей не может быть будущего. Род должен умереть, перевестись, так как ничего морального не принес с собой в этот мир.
Маркес обращает наше внимание на то, Что люди должны быть духовно высшими существами, чем животные. Если же они этого не делают, то они обречены на одиночество и на вырождение.
За магией, фантастикой Маркеса скрыты вещи, которые напоминают о моральном облике человека, о том, что человек ответственен за все свои поступки, а в случае негодной жизни следует ждать наказания. Писатель «отказывается принять конец человека» и зовет нас создавать счастье собственными руками, добрыми делами и богатым воображением. Щедрая и гуманная фантастика подарит нам такую же щедрую и гуманную жизнь.
Сказка станет реальностью, но нужно придумать красивую сказку — так я понимаю Маркеса.
Реальная фантастичность в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»