Реальность и фантастика в произведениях Д. И. Хармса
1. Особенность стиля писателя. 2. Анализ рассказов. 3. Роль реальности и фантастики. Рассказы Д. И. Хармса не всегда всем понятны. Кого-то они приводят в недоумение, кого-то в восторг, но в любом случае никого не оставляют равнодушным.
Маскарад выпадающих из окон старушек, классиков русской литературы, меняющих облик и спотыкающихся друг от друга, Петровых, Камаровых, Спиридоновых и многих-многих других героев не поддается никакой классификации, не попадает ни под какие рамки с точки зрения традиционный литературы. Тем не менее рассказы Хармса
На первый взгляд может показаться, что писатель в них не выходит за границы своей бурной фантазии, волшебства и фантастики. Ну, где еще можно встретить Н. В. Гоголя, натягивающего на себя личину А. С. Пушкина, что бы в свою очередь быть признанным в качестве Л. Н. Толстого. Никто в реальной жизни не будет спрашивать у сторожа, как пройти на небо.
И вместе с тем за переливающейся фантастической картинкой вдруг сначала неясно, а затем вполне осязаемо проступает действительность, с которой человек сталкивается каждый день, встают вопросы,
Иногда люди сами заключают себя в жесткие рамки и задыхаются в созданных собой условиях, совсем как хармский человек с тонкой шеей, сознательно забравшийся в сундук. Он размышляет о своем положении, даже знает путь к избавлению: «…надо заставить мои руки открыть крышку сундука», — однако ничего не делает для своего спасения. Вдруг что-то происходит, и сундук просто исчезает. Как сильно это напоминает мгновенные озарения, когда человек неожиданно осознает, что реальной проблемы вовсе и не было, что все его предыдущие мучения и искания бестолковы и призрачны.
И вот совсем уже реальная история в рассказе «Столяр Кушаков». Постоянно поскальзываясь на одном и том же месте, падая, разбиваясь и заклеивая свои раны пластырем, Кушаков настолько меняется, что его даже не узнают дома и не пускают в квартиру. Как часто человек попадает в одни и те же неприятные ситуации, сильно ушибается, однако не делает никаких выводов. Под влиянием внешних ударов он настолько меняется, что его трудно узнать не только соседям, но и родным людям. Произведения Хармса очень психологичны.
В каждом рассказе он старается рассмотреть хотя бы одну черточку необъятной человеческой натуры, причем он не делит качества на плохие и хорошие, он просто наблюдает и констатирует факты: вот Евдоким Осипович, назло Ольге Петровне озвучивающий каждый удар ее топора по полену, вот Пушкин, переругивающийся с Гоголем, вот человек, получивший пощечину. Он предоставляет право читателям определить что хорошо, а что нет. Через фантастику писатель старается показать неопровержимые истины. Безусловно, в реальной жизни редко когда охотники не возвращаются из леса, потеряв двух своих товарищей.
И уже совсем смешна ссора Козлова и Окнова и нереальна физическая расправа первого над вторым при поддержке остальных героев рассказа. Однако как часто нечто подобное происходит с людьми в порыве эмоций, когда в безысходной ситуации человеческая ненависть обрушивается не на виноватого, а на более слабого, когда друзья, вдруг оказываются по другую сторону баррикад и помогают врагу.
Фантастика и реальность сплетаются у Хармса в единую неразрывную цепочку. Создавая свой яркий и непохожий на другие мир, писатель отодвигает границы обыденности, серости, скуки, вынуждает по-новому посмотреть на свою жизнь, произвести переоценку внутренних убеждений и идеалов. Доведенные до абсурда проблемы часто теряют свою остроту. Наверное, именно это пытался донести Хармс в своих произведениях до читателя.
Именно поэтому настолько широк спектр тем, затрагиваемых автором в своих рассказах: любовь и смысл существования человека в этом мире, и вера в добро, и стремление победить разногласия с окружающими и самим собой.
Реальность и фантастика в произведениях Д. И. Хармса