Реальность мира у Арцыбашева
Вскоре после первой революции популярность Андреева затмил вошедший в моду автор Санина Михаил Петрович Арцыбашев. Арцыбашев родился в 1878 г. и впервые выступил в печати в 1902 г. В 1904 г. он привлек внимание и возбудил надежды повестью Смерть Ланда — о жизни, посвященной поискам смысла и закончившейся бессмысленной смертью. В 1905-1906 гг. он порадовал радикалов серией рассказов о революции.
Но революция потерпела поражение, хмель прошел, волна разочарования в общественных идеалах захватила Интеллигенцию. Погоня за наслаждением и свобода от
Но это была сенсация, и роман необходимо было прочесть.
В течение нескольких лет Санин был библией каждого гимназиста и гимназистки России. Не надо думать, что Арцыбашев сознательно стремился развратить
И тем не менее роман имел воздействие, и с автора Санина нельзя полностью снять обвинение в моральном разложении русского общества вообще и провинциальных гимназисток в особенности. Дидактический характер русской литературы был причиной странно серьезного отношения к Санину, встреченному не как легкое чтение, а как откровение. Сама по себе эта книга действительно дидактична — это тяжеловесная профессорская проповедь на тему: будьте верны себе, следуйте своим личным наклонностям.
А наклонности эти, проповедует Арцыбашев, сводятся к половому желанию: тот, кто следует ему, хорош; тот, кто его подавляет, — плох.
Любви не существует — ее придумали в искусственной культуре; единственная реальность — желание. Проповедь Арцыбашева идет прямо от Толстого — только от Толстого, вывернутого наизнанку, и без его гениальности. Но общая почва у них совершенно очевидна: презрение к условностям и культуре, отрицание всего, кроме первичных импульсов. Санин очень посредственная литература; это длинный, скучный роман, перегруженный «философскими» разговорами.
Арцыбашев не попадает в модернистские ловушки, как Андреев, но психология у него одномерная, ее всю можно свести к одной схеме, заимствованной у Толстого: он думал, что хочет того-то и того-то, а на самом деле хотел лишь удовлетворить сексуальное желание, которое является единственной человеческой реальностью.
Другая реальность арцыбашевского мира — смерть; смерти посвящен его второй большой роман У последней черты. Он тоже навязчиво дидактичен, его тема — эпидемия самоубийств, разразившаяся в провинциальном городе и уничтожившая всю верхушку интеллигенции. Все прозаические произведения Арцыбашева — короткие и длинные — тенденциозны, и тенденция одна и та же: показать бессмысленность человеческой жизни, нереальность искусственной цивилизации и реальность только двух вещей — пола и смерти. В романах, рассказах, зарисовках-притчах — всюду одно и то же.
С неутомимым и однообразным усердием проповедь вбивается в читателя — если только читатель согласен слушать эти нудные лекции.
После романа У последней черты Арцыбашев посвятил себя драматургии. Его пьесы тоже тенденциозны, и тенденция все та же. Пьесы просто и последовательно построены — и в театре это уместно. Именно благодаря организующей силе тенденции пьесы Арцыбашева, в отличие от большинства русских пьес, имеют настоящий драматический костяк.
Они вполне пригодны к постановке и с хорошими актерами имели заслуженный успех.
Большевики очень плохо отнеслись к Арцыбашеву: Санина и другие его книги внесли в список запрещенных книг, а потом Арцыбашева и вовсе выслали из России. Неудивительно, что он занял непримиримую антибольшевистскую позицию. Арцыбашев занялся политической журналистикой в русскоязычной прессе в Варшаве. Слава его в России закатилась. Показательно, что Санин не переиздавался даже вне России.
Сейчас уже никто не считает Арцыбашева значительным писателем — его воспринимают как забавный, а в целом прискорбный эпизод в истории русской литературы.
Реальность мира у Арцыбашева