Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1

Основные темы и идейное содержание.

Эпиграфом к своей книге Радищев взял стих и поэмы Тредиаковского «Тилемахида», несколько и идейное видоизменив его: «Чудище обло, содержание. озорно, огромно, стозевно и лаяй». (В этом месте поэмы Тредиаковского описываются мучения порочных людей, «а особливо злых царей», в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало «мерзость их пороков», выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ.

Одно из них и есть — «чудище

обло» и т. д. Таким чудищем и называет Радищев самодержавно — крепостнический строй России своего времени.)

Посвящая свою книгу другу своему Алексею Михайловичу Кутузову, Радищев в этом посвящении пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы».

Это слова пламенного патриота, который горячо любит свою родину и свой народ, страдает при виде бедствий народа и желает сказать правду о своей стране,

оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широчайшую картину жизни России своего времени. Он показывает жизнь разных слоев общества, говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков, высказывается по вопросам культуры, образования и воспитания, семейных отношений, войны и мира и т. д. И все эти вопросы он освещает с точки зрения революционера, непримиримого борца против угнетения человека человеком. Он обличает самый строй, самодержавно-крепостнический порядок, справедливо видя в нем источник зла.

Но он не только обличает, он зовет к революции. Только революция, мыслит Радищев, может избавить народ от его тиранов — царей и помещиков Так центральными темами книги становятся две: крепостное право и самодержавие» а основной идеей — идея народной революции.

Тема крепостного права.

Тема крепостного права раскрыта в «Путешествии» широко, даны потрясающие картины жизни крепостного крестьянства, ею страдании. В главе «Пешки», описывая внутренность крестьянской избы, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает всю ужасающую нищету народа. «Алчность дворянства, грабеж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния», — говорит Радищев.

Писатель гневно восклицает: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух!».

О том, как крестьянин работает, каков его труд, Радищев рассказывает в главе «Любани». Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина, а крестьянки еще и по праздникам ходят в лес за грибами и ягодами для помещичьего стола. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи.

Разговор с крестьянином потрясает Радищева, и он не может не воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

Картину беспощадной эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе «Вышний Волочок». Здесь рассказывается об одном помещике, который отнял у своих крестьян «малый удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние, за все принужденные работы, которые они от крестьян требуют. Словом, сей дворянин некто всех крестьян, жен их и детей заставил во все дни года работать на себя». Кормил же их пустыми щами, а в посты и в постные дни — хлебом с квасом. «Обувь для зимы, т. е. лапти, делали они сами, ..а летом ходили босы». Ни скота, ни птиц у крестьян не было.

Таким путем помещик умножил свое состояние. «Варвар! недостоин ты носить имя гражданина», — говорит, обращаясь к помещику, Радищев. И заканчивает главу революционным призывом: «Сокрушите орудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство».

В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. «Каждую неделю два раза, — пишет Радищев, — в газетах публикуется о продаже крепостных разорившимися помещиками. Например: «Сего… дня, по полуночи в 10 часов, по определению уездного суда, или городового магистрата, продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г… недвижимое именье, дом, состоящий в… части, под №… и при нем шесть душ мужского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно». Кого же продают? — Старика 75 лет, который отца этого капитана, Г. вынес на плечах раненого с поля битвы, а потом был дядькою молодого барина, спас его, когда он тонул в реке, потом выкупил его из тюрьмы, куда барин попал за долги. Старуху, жену старика, которая была кормилицей матери барина, а потом его нянькою.

Женщину 40 лет, кормилицу молодого барина. Ее дочь — с младенцем и мужем, И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Потрясенный и возмущенный этим зрелищем, Радищев заканчивает тяжелое описание продажи поразительным по глубине понимания утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а «от самой тяжести порабощения», т. е. от революции, вызванной тяжестью рабства.

Радищев говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Жестокость, хищничество, разврат, бескультурье характеризуют помещиков-крепостников. Лаже отдельные хорошие люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, так как весь строй против них.

Исправить положение в стране может только революция, и Радищев убежден, что она будет.

Тема самодержавия.

Вторая основная тема «Путешествия» — самодержавие — другой, наряду с крепостным правом, источник зла. К этой теме Радищев подходит как революционер, республиканец.

В литературе XVIII века нередко изображались пари-тираны, но им всегда противопоставлялись добрые цари. Для Радищева нет добрых царей, так как само положение царя, неограниченная царская власть, неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти Радищев. Екатерина II была права, когда, читая книгу Радищева, писала в своих заметках: «Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостью».

С особой полнотой и силой обличения Радищев говорит о самодержавии в главе «Спасская Полесть» и в оде «Вольность».

«Спасская Полесть» и ода «Вольность».

Центральное место в главе «Спасская Полесть» занимает сон путешественника. Начинается сон картиной великолепия царского трона, на котором восседает правитель страны. Окружающие престол царя сановники придворные раболепствуют, превозносят его мудрость, справедливость, могущество, милосердие, заботу о государстве и народе.

Принимая эту хвалу за чистую монету, царь мнил о себе как о премудрейшем существе. Он повелел первому военачальнику отправиться на завоевание новой земли, командующему флотом — «рассеять корабли по всем морям»; приказал выпустить узников из темниц на волю; повелел архитекторам соорудить великолепные здания. Слушая эти повеления, все стоявшие у трона воздавали хвалу царю. Но Истина-Прямовзора сняла бельма с глаз царя, и он увидел все в истинном свете. «Одежды мои, столь блестящие, казались замараны кровью и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине».

Но еще «скареднее» показались ему придворные. «Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали: хищность, зависть, коварство и ненависть».

Царь увидел, что отправленный им на войну военачальник «утопал в роскоши и веселии». Нужные для этого деньги забирались из сумм, отпущенных на нужды войска. Солдаты находились в бедственном состоянии, «почитались хуже скота», «жизнь их ни во что вменялася». Корабли не вышли в море, а их начальник приказал выполнить на чертежах те новые острова, которые он якобы открыл. Повеление царя о прощении преступников или совсем не было выполнено, или задерживалось исполнением, или коснулось только тех, кто мог дать взятку начальникам.

И «вместо того, чтобы в народе моем прослыть милосердным, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом».

В этом сне Ралишев так правдиво и метко изобразил Екатерину, ее двор и первого военачальника — Потемкина, что и сама она, и Потемкин заметили это. «Я прочитал присланную мне книгу, — писал Потемкин Екатерине. — Не сержусь. Рушеньем Очаковских стен отвечаю сочинителю. Кажется, матушка, он и на вас возводит какой-то поклеп».

Написанную около 1781 -1783 годов оду «Вольность» Радищев вставил в главу «Тверь». Царь изображен как тиран, рассказывается о суде над ним и его казни.

В оде описывается казнь Кромвелем английского короля Карла I. Но Екатерина поняла направленность мысли Радищева: «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою. Кромвелев пример приведен с похвалами».




Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1