Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 2
Призыв к революции.
Царизм и крепостное право, по убеждению Радищева, губительны для страны и народа. Ждать от помещиков и правительства облегчения тяжелого положения крестьянства невозможно. Выход один — революция.
Призыв к народной крестьянской революции звучит как основной мотив в книге Радищева, пронизывает все ее содержание. В главе «Городия» Радищев говорит не только о своем твердом убеждении, что народная революция произойдет, хотя бы через столетие но и о том, что у победившего народа, уничтожившего клав эксплуататоров
Поистине пророческие слова. Все это полностью осуществилось после Великой Октябрьской социалистической революции.
В главе «Тверь» говорится о том дне, когда «человечество воз ревет в оковах и направляемое надеждою свободы и неистребимым природы правом двинется»; «тогда тяжелая власть развеется в одно мгновенье. О, день, избраннейший всех дней!»
Порукой тому, что революция хотя и в отдаленном будущем, но неизбежно совершится, являются для Радищева, с одной стороны» черты характера русского народа, с другой
Русский народ в изображении Радищева.
В «Путешествии» противопоставлены друг другу два лагеря: угнетатели народа, грабители, морально испорченные люди, и народ, хотя и угнетенный, но великий по своим нравственным силам. Радищев отмечает трудолюбие крестьян, смелость, мужество, находчивость, готовность пожертвовать собой, чтобы спасти людей, сплоченность в борьбе, нравственное и физическое здоровье, прямоту, цельность натуры, высоко развитое чувство человеческого достоинства, способность простых людей глубоко чувствовать искусство. Только трудовой народ отличается истинно человеческими качествами. Сильный и смелый, он может создать свободную жизнь, быть творцом великих исторических событий.
Впервые в русской литературе был так изображен народ; впервые он стал подлинным героем художественного произведения.
Композиция путешествия из Петербурга в Москву.
«Путешествие из Петербурга в Москву», как показывает уже самое заглавие, представляет собой путевые записки, которые ведет автор во время своей поездки, описывая на остановках все то, что он якобы видел на той или иной станции или о чем там слышал. Описание путешествия начинается с главы «София». Это введение ко всей книге. Заунывная песня ямщика наводит путешественника на мысль, что в мелодии народных песен — ключ к пониманию народного характера, его жизни. «Скорбь душевная» — «основная нота» русских народных песен.
Скорбная и унылая песня ямщика отражает тяжелую жизнь закрепощенного народа. Такое начало книги как бы предваряет те тягостные картины народной жизни, которые покажет автор в своем произведении. Но Радищев верит в творческие силы народа, убежден, что после революции из его среды выйдут замечательные деятели уже новой, народной культуры. Поэтому Радищев заканчивает свою книгу «Словом о Ломоносове», гениальном сыне народа, тем самым указывая, что его вера в народ не беспочвенна.
Народ может быть создателем культуры — порука в том Ломоносов.
Из задачи. постеавленной Радищевым в «Путешествии» — показать правовое и материальное положение всех классов и общестаемных групп России, — вытекает такай особенность композиции книги, ее построения, как введение в повествование рассказов представителей разных социальных слоев. То это знакомый путешественника, то семинарист, то крестьянка Анюта, то крепостной, то приятель автора.
Путешественник внимательно выслушивает рассказчиков или читает чьи-либо записки, попавшие к нему, документы и другие бумаги и высказывает свое отношение к ним: то одобряет, то отвергает, то относится к ним недоверчиво, — в зависимости от того, каких взглядов придерживается то или иное лицо. Сам же он предстает перед нами последовательным демократом, революционером, твердо убежденным в том, что только народная революция сможет положить конец страданиям народа.
Стиль Путешествия.
Революционер и демократ, поставивший свое художественное слово на службу народу и революции, Радищев стремился в своем «Путешествии» сказать правду о жизни России его времени. А для этого ему необходимо было брать материал из самой жизни, отбирая в ней те явления, которые он считал типичными для нее, в которых проявлялась самая сущность тогдашнего общественно-политического строя. Радищев так и сделал.
В основе различных жизненных историй, которые он рассказывает в своем «Путешествии», лежат истинные происшествия. То, что Радищев узнал, читая протоколы судебных дел в сенате, то, что он видел, служа в таможне, то, что он сам наблюдал и о чем слышал от своих друзей и знакомых, — все это использовал он, рисуя в «Путешествии» жизнь разных классов и социальных групп. Не вымысел, а подлинные случаи описывает Радищев в своей книге.
Это делает его произведение правдивым отражением жизни. Радищев сознательно стремится к жизненной правде в повествовании. Об этом стремлении говорят и его попытки нарисовать правдивый портрет, типичный для того или иного действующего лица, подметить в нем типичные для представителя того или иного класса черты. Таков, например, портрет купца, данный в главе «Новгород», «Карп Дементьич — седая борода в восемь вершков от нижней губы.
Нос кляпом, глаза ввалились, брови, как смоль, кланяется об руку, бороду гладит, всех величает: благодетель мой». Здесь и внешность, и манеры купца схвачены метко.
Радищев правдиво и выразительно передает особенности речи, присущие людям разных классов, профессий, степеней развития. Купец, помещик, подьячий, семинарист и крестьянин говорят у него по-разному.
Свою речь Радищев стремится построить так, чтобы она соответствовала содержанию того, о чем пишет автор. Бытовые сцены особенно из жизни крестьян и купцов, написаны живым разговорным языком. Их всего легче читать. Там же, где Радищев начинает говорить о революции, его речь наполнена торжественными выражениями и оборотами. Такие места нам читать трудно.
Намерение Радищева разнообразить речь в зависимости от содержания, избежать однообразия языка было хорошее и правильное, но не везде автор смог это осуществить. В наше время язык Радищева в некоторых местах его книги труден для понимания. Современникам Радищева он не казался таким.
Судьба книги Радищева.
Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, пронизанная идеей революции, книга Радищева вызвала озлобление Екатерины II и помещиков. Не только переиздавать книгу, но даже упоминать о ней было запрещено. Такое отношение к «Путешествию» Радищева было у царского правительства на протяжении всего XIX века. Только в годы первой русской революции, в 1905 году, книга Радищева была переиздана и стала доступна читателям.
От первого издания «Путешествия», сделанного самим Радищевым, сохранилось экземпляров 30-40. Они переходили от одного лица к другому. Цена на книгу поднималась до 1000 рублей.
Интерес к ней был огромный. За прочтение ее платили большие деньги. С печатного издания делались рукописные списки.
Сила воздействия книги Радищева на передовых людей была велика. Она будила мысль и чувство, звала к действию, проповедовала народную революцию как единственный путь к переустройству жизни, к благу страны и счастью народа.
Значение Радищева.
Революционные идеи, пронизывающие все творчество Радищева и особенно его «Путешествие из Петербурга в Москву», оказали сильное влияние на развитие политической мысли не только его современников, но и последующих писателей и революционных деятелей. Под влиянием идей Радищева развивались политические взгляды Крылова, декабристов, Пушкина, Герцена. Следуя Радищеву, молодой Пушкин пишет оду «Вольность»; в черновике стихотворения «Памятник» Пушкин писал: «…вслед Радищеву восславил я свободу».
В. И. Ленин о Радищеве.
В статье «О национальной гордости великороссов» Владимир Ильич Ленин, говоря о развитии русского революционного движения, писал в 1914 году: «Мы любим свой язык и свою родину… Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из пашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс…»
Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 2