Революционный опыт прошлого и взгляд в будущее в литературе Германии

Роман «Седьмой крест» стал первым из литературных произведений, написанных в эмиграции и опубликованных вскоре после победы над фашизмом. Роман знакомил читателей с «другой Германией», с борцами-антифашистами и их заветом. Символ незанятого седьмого креста сохранил свое значение от времен страданий и преследований до новых дней, которые показали, что герои Сопротивления были авангардом борцов за лучшую жизнь.

И в других своих произведениях, далеких от немецкого материала, Анна Зегерс стремилась также противопоставить неверию

в будущее обоснованный исторический оптимизм, который давал бы человеку силы, чтобы пересмотреть свою жизнь, и мужество начать ее сначала.

Вершиной воплощения этого творческого замысла послужил роман «Мертвые остаются молодыми» .

Судьбы самых разных в социальном плане персонажей, события, происходившие с ними за период с 1918 по 1945 год, складываются в монументальную панораму новейшей истории Германии. Зловещая деятельность прусско-германских милитаристов и отмеченный многими жертвами путь немецкого пролетариата образуют основную тематическую линию романа, имеющую многочисленные ответвления. Роман

нес современному читателю то, чего ему не могли дать ни историки, ни иные литературные произведения: глубокое по своей проникновенности изображение различных мировоззрений во всей их сложности, а вместе с тем картину повседневных событий; автор подробно показывает, как формировалось сознание отдельных персонажей и как оно диктовало им те или иные поступки, и все это подчинено в романе закономерностям общего хода истории. Продолжая прогрессивные традиции антипрусской критики, роман «Мертвые остаются молодыми» дал исключительную по своей всесторонности характеристику фашистской стадии германского империализма.

Мысль, заключенная в названии романа, символизирует жизнеутверждающую силу жертв, которых требует борьба, диалектическую связь поражений и побед.

Мастерство классиков русской литературы XIX века служило образцом для изображения личных судеб или семейных историй в рамках эпического повествования национально-исторического масштаба.

Для последующих произведений Анны Зегерс продолжало оставаться характерным неразрывное единство творческого начала, литературно-теоретического осмысления и политической направленности.

В повестях «Возвращение» и «Человек и его имя» Анна Зегерс обращается к послевоенной действительности. Ее темой становится освобождение простых людей из тенет фашизма.

В повести «Человек и его имя» речь идет о сохранении личности в переломный период истории, о раскрытии или упадке нравственных сил. «Мирные истории» и цикл «Первый шаг» также посвящены теме внутреннего перерождения человека.

Повесть «Свет на виселице» , продолжающая «Карибские рассказы» 40-х годов, и части цикла «Сила слабых» используют исторический материал, рисуя образы людей, совершающих нравственный выбор в борьбе за свободу и человеческое достоинство. На первый план здесь выступает тема завета борцов, неизменного во все времена стремления людей к свободе и счастью.

Латиноамериканская тематика, с которой Анна Зегерс познакомилась во время эмиграции в Мексике, воплотилась в новеллах, напоминающих новеллы Клейста. Они показывали читателю, что его проблемы, заботы, повседневная жизнь перекликаются с тем, что происходит в самых далеких от него странах мира. В мексиканском рассказе «Крисанта» чувство интернационализма так же сильно, как в рассказе «Хлеб и соль» , посвященном венгерским событиям, или в рассказе о немецкой рабочей женщине «Сорок лет Маргареты Вольф» .

Роман «Решение» служит своеобразным итогом литературной и общественной деятельности этого десятилетия. Роман описывает вступление граждан Германии в эру социализма.

Сюжет романа складывается из судеб трех бывших участников национально-революционной войны в Испании — Рихарда Хагена, Роберта Лозе и Герберта Мельцера. Они пришли в ряды антифашистов разными путями, после падения Испанской республики они потеряли друг друга из виду. Мельцер эмигрировал в США. Он не желает приспосабливаться к законам капиталистического рынка и пишет реалистический роман о национально-революционной войне в Испании.

Судьбы Хагена и Лозе, встретившихся после 1947 года, показывают различные возможности для самоутверждения человека. Первый стал партсекретарем в восточной части Германии, и ему приходится прилагать не меньше усилий в поисках верных решений, чем второму, которому общественная деятельность дается с большим трудом и который все же находит свое место в жизни страны, став мастером, обучающим молодежь профессиональным навыкам.

Роман «Решение» с его действием, развивающимся по нескольким параллельным линиям, которые затем пересекаются, выявляя смысловые акценты повествования и связывая судьбы отдельных персонажей с событиями всемирно-исторического значения, представляет собою новый шаг вперед в развитии этого жанрового типа, уже ранее с успехом опробованного писательницей.

Герои романа оказываются в поле напряженного противостояния двух миров, требующего от них принятия принципиальных решений. Их повседневные заботы, радости, поиски и свершения являются именно той сферой, где им приходится принимать это решение. Все они, сознательно или бессознательно, участвуют в историческом процессе; в то же время ни у одного из героев причастность к истории не складывается просто и легко, она требует раздумий, усилий борьбы.




Революционный опыт прошлого и взгляд в будущее в литературе Германии