Ритмика произведений маяковского

«Рассказ», «разговор» — характерные для Маяковского жан­ры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ — чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточ­но передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова. Примеры здесь многочисленны: «планов… громадье», «размаха шаги саженъи, «темно свинцовоночие», «молоткастый, серпастыйсоветский паспорт» .

Установка на прямую речь, на обращение к слушателю определила

и особенности ритмики произведений Маяковского.

Вспомним, что в традиционной для русской поэзии силлаботонической системе стихосложения ритм создается за счет пра­вильного чередования ударных и безударных слогов, а единицей ритма является стопа. Она состоит из одного ударного и одного или двух безударных слогов, порядком чередования которых оп­ределяется стихотворный размер.

Маяковский использует в своих произведениях классические стопы, например, хорей, ямб, дактиль, ам­фибрахий, анапест. Хотя здесь использованы традиционные стопы, не ими опреде­ляется ритмический рисунок приведенных стихов. У

Маяковс­кого особо значима не стопа, а слово, которое подчеркнуто, вы­делено ударением. Происходит своеобразное чередование слов, а не слогов, как в силлабо-тонике. Важнейшим элементом ритма становится ударение. Так образуется тонический стих, основанный на относительной равноударно — сти стихотворных строк. Посмотрим это на примере, выписав строфу без деления на подстрочия и расставив ударения :

Поэзия -/ та же добыча радия. — 4 ударения В грамм добыча, / в год труды. — 4 Изводишь / единого слова ради — 4 тысячи тонн / словесной руды. — 4

Итак, тонический стих, который был развит в устной по­эзии и к которому в литературе впервые обратился Маяковс­кий, основан на равном количестве ударений в строке при про­извольном количестве слогов. Но абсолютноесовпадение коли­чества ударений не обязательно. Поэтому правильнее говорить, что ритм в тоническом стихе основан на относительнойвыравнен­ное™ ударений в строках.

Я недаром вздрогнул. / Не загробный вздор./ — 4 ударения В порт, / горящий, /как расплавленное лето, / — 4 разворачивался / и входил / товарищ «Теодор / — 4 Нетте». — 1

В приведенной строфе соблюдается закономерность исполь­зования ударений. Из общей схе­мы выпадает заключительная строка: в ней всего одно слово, одно ударение. Именно поэтому строка звучит как удар, как вскрик, как «нет» страшному факту смерти простого и героического че­ловека, которого хорошо знал автор. Так само нарушение рит­мической схемы приковывает внимание читателя и слушателя, помогает точнее и ярче передать чувство автора.




Ритмика произведений маяковского