Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых известных в русской литературе и интересен как смысловой составляющей, так и композицией. Произведение основывают три сюжетные линии: любовная, историческая и сатирическая. Все они образуют единое целое и отражают идею поиска и борьбы за нее.

Появление Воланда со своей свитой оказывается потрясением для московской общественности.

Деяниями Сатаны Булгаков срывает маски с нечестивых жителей города. Об этом свидетельствует большое количество сатирических образов, в совокупности

составляющих повседневную действительность жизни. Отсутствие духовности характеризует их с негативной стороны, представляя в виде «стада», общественной массы.

Тонкое сочетание гротеска и фантастики — средство обнажить истинные лица московских обывателей. С первых страниц романа читатель знакомится с Михаилом Афанасьевичем Берлиозом, возглавляющим МАССОЛИТ. Он — «литературный» чиновник, который превращает искусство в товар, калечащий духовный мир людей. Берлиоз, как и большинство москвичей, не верит в Бога, и оказывается за это наказан.

Автор обращает внимание читателя на обстановку

в «Грибоедове». Истинный талант подвергается жесткой и несправедливой критике и отвергается, ценится лишь литераторы, готовые писать по заказу редактора что угодно. Материальным воплощением их «таланта» был «членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой» — путь обретения благ, предоставляемых МАССОЛИТом. «Писателей» в литературном доме не интересует ничего, кроме «порционных судачков» и «натюрели».

Так, с помощью приема сатиры автор подвергает критике таких творческих работников, бесполезных для мира искусства. Их цинизм и аморальность является непреодолимым препятствием для людей, преданных своему делу, как Мастер.

Объектом сатиры являются также и второстепенные персонажи, такие, как Лиходеев, Варенуха, Римский. Их образы — олицетворение человеческих пороков: пьянства, разврата, лжи, мошенничества, жажды денег. Почти неуловимые на первый взгляд, эти качества проявляются при нарушении привычного образа жизни.

Персонажей, увядших в своих грехах, сложно поразить, и их безверие Воланд опровергает, а преступления наказывает. Герои испытывают потрясение, поскольку происходящие с ними события неподвластны им: «Да нет, чепуха, чепуха!», «Этого не может быть!», «Что же это такое?!»

Таким образом, москвичи, «спеленутые, безглазые и безгласые», оказались духовно мертвыми, неспособными противостоять искушениям Сатаны. Сатира М. А. Булгакова, тесно связанная с нравственными проблемами, поднимаемыми в романе, выражает общий взгляд на человека, отражает его вечные пороки. Автор выражает надежду на исправление людей, показывает, что самосовершенствование начинается с духовного мира каждого.




Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита