РОМАН Ф. РАБЛЕ «ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЕЛЬ»
Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-Гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, ее чувств, умственных способностей и качеств, так как и самые художники этой выдающейся эпохи тоже были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха создавала человека нового времени, а человек создавал эпоху.
Франсуа Рабле — представитель французского Ренесанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделал единственное художественное
Роман «Гаргантюа и Пантагрюель» стал именно тем произведением, благодаря котор имя известного французского врача и ученого-энциклопедиста вошло в мировую историю литературы шестнадцатого столетия. Фантастическая страна Утопия, изображенная в романе Ф. Рабле » Гаргантюа и Пантагрюель», расположилась где-то в Франции. Об этом свидетельствуют описания Парижа и провинциальных городков, в которых живут простые трудолюбивые ремесленники и крестьяне. Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные
Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений. Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни.
Огромный рост Грангузьє, ГарьГантюа и Пантагрюеля был олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных. Великаны-Короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа. Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву.
Даже в образах отбивается и тогдашняя действительность, и исторические фигуры.
В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями. В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: «У нас здесь учат того, чего самые некогда не учили!.. У нас здесь бьют и учат того, чего самые некогда не учили!..
У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего некогда не совершали, не творили и совершать-творить не думали!». Одним из наилучших разоблачительных эпизодов книги, направленных против схоластики, есть эпизод со звонами, в центре которого стоит гротескная фигура немощного, старого схоласта, магистра Сорбоны Янотуса Брагмардо.
Речь старца к Гаргантюа относительно возвращения звонов — блестящая пародия на Красноречие сорбонистов.
Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное. Важным эпизодом произведения является рассказ о пребывании путешественников на острове царицы Квинтэссенции, которая употребляла в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и провеивала свое время через большое, красивое решето.
Франсуа Рабле высмеял лжезнання и полнейшую оторванность от реального мира.
В борьбе со средневековой реакцией Франсуа Рабле использовал все возможные формы комического, среди которых — сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как это — его испытанное оружие. Очень большим было влияние гениального французского сатирика на мировую литературу.
В Рабле было чему учить, ведь эрудиция писателя поражала современников. Он был одним из величайших гуманистов прошлого. Ценнейшим для нас есть его суждения о свободном обществе, в котором будет возможным существование гармонично-развитой личности, так как эта мечта была, есть и будет актуальной для представителей всех времен и народов.
РОМАН Ф. РАБЛЕ «ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЕЛЬ»