Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского народа. Поэтому так много места автор предоставляет описанию памятников средневекового искусства и, прежде всего, Собора Парижской Богоматери, возле которого разгораются события романа. Сюжет романа, как и описание отдельных образов, глубоко романтические.

Рассказ разворачивается динамично и драматически. Гюго использует гиперболу и эмфазу в эпизодах

встречи сумасшедшей жилицы Крысиной норы с утерянной дочерью возле подножия виселицы, на которой и должна погибнуть; в эпизоде смерти Фролло, которого скинул звонарь с высоты Собора; в эпизоде, где описан скелет Эсмеральды, найденный в объятиях второго скелета с кривым спинным позвоночником в склепе Монфокона.

В основе сюжета мотивы, которые подчеркивают романтический характер произведения: это чистая любовь безобразного звонаря Квазимодо к прекрасной уличной танцовщице Эсмеральде, преступная страсть архидьякона Клода Фролло, что приведет к трагической гибели Эсмеральды. Образ Эсмеральды — любимой

героини народа — является воплощением замечательных черт народного характера в романтической форме: она непосредственная, правдивая, сочувственная и человечная. В основе мотивов романа — контраст прекрасного и безобразного, света и тьмы. Как Квазимодо, так и Клод Фролло воплощают романтические обобщения: в Квазимодо божественная красота духа скрывается в чрезвычайно безобразном теле; жестокая и злобная душа Клода Фролло находится в теле божественной красоты.

Трагическая история девушки из народа Эсмеральды, которой предъявляют обвинение в колдовстве, и которая стала жертвой религиозного фанатизма, разжигаемого церковью, передается в романтической манере и не противоречит средневековой действительности.

Финал романа не содержит, по мнению Гюго, пессимистической интонации. Мир для Гюго — арена для борьбы двух начал — добра и зла, борьбы, которая толкает зло на окончательное поражение.




Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»