Романтизм как тип культуры и художественная система
К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива, Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера, Карлейла. Этот список можно значительно расширить. Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт —
Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала и неопределенностью завершения. Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20-30 лет.
Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке и, главное, Великая французская революция 1789-1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. Главные представители романтизма в литературе —
Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А.
Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке — Ф.
Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н.
Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О.
Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У.
Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский.
Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую, так и символистскую. Демократические идеи позднего Р.
Нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» . Мифологическая школа, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма.
Ее философская основа — эстетика Ф. В.
Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как «естественную религию». Для мифологической школы характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» , как о «ядре, центре поэзии» .
Окончательно мифологическая школа оформилась в трудах братьев В. и Я. Гримм. Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры; фольклор — бессознательное и безличное творчество «народной души».
Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. Мифологическая школа распространилась во многих странах Европы: Германии (А. Кун, В.
Шварц. В. Манхардт), Англии (М.
Мюллер, Дж. Кокс), Италии, Франции, Швейцарии, России (А. Н.
Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер).
Мифологическая школа развивалась в двух основных направлениях: «этимологическом» и «аналогическом» . Первое представлено работами Куна и Мюллера. Пользуясь «палеолингвистической» методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы — светил или грозы. Йенский романтизм. Художественные принципы: теория романа, фрагмента, принцип мифологической типизации, роль творческой интуиции. Иенский романтизм складывался в атмосфере передовых общественно-политических идей, которые выдвинула и стремилась осуществить революция конца XVIII в.
Во Франции, и он не мог не испытывать их плодотворного влияния. В Иенском унив-те братья Ш., Фихте, Новалис, Людовик Тик — центр идеологической оппозиции. Им чужда была вера в осуществление передовых идеалов Французской революции в будущем.
Они не были ни реакционерами, ни реставраторами средневековых отношений, но их поиски справедливого внебуржуазного идеала становились ретроспективными и нередко выражались в идеализации далекого прошлого, как правило, средневековья, которое они все же стремились соотнести с современным общественным развитием. При этом в утопическом идеале иенцев акцент ставился не на общественной, а на эстетической стороне.
Йенский кружок. Первое европейское романтическое объединение, «идеал романтического симпозиума» . Основные участники: братья А.
В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Д.
Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала «Атеней» . Отсутствие больших трактатов-манифестов.
Фрагментарный стиль мышления. Фридрих Шлегель как главный теоретик иенской школы.
«Критические фрагменты» и «Атенейские фрагменты». Универсальность — главная характеристика «романтической поэзии». Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством мещанской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: «три ведущие тенденции» своего времени.
Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. «Люцинда» Ф. Шлегеля как проблемно-философский роман.
Идеальная любовь — сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм.
Критическое отношение современников к роману. Жанровый универсализм Людвига Тика. «Белокурый Экберт» как образец раннеромантической новеллы-сказки.
Цикл комедий — пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. «Странствия Франца Штернбальда» — первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде. Творчество Новалиса. Теоретические «Фрагменты», философия «магического идеализма». Любовь к Софии фон Кюн.
Автобиографизм «Гимнов к ночи» и их метафизический смысл. «Генрих фон Офтердинген» (1801 — незаконч.
) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика «голубого цветка».
Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы.
Романтизм как тип культуры и художественная система