Россия в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Проблема взаимоотношений народа и государства — вечная проблема России. А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр Первый».
Россия в романе Толстого изображена в эпоху кардинальных реформ, получивших название «петровских преобразований».
Личность Петра Первого находится в центре повествования, его ум и воля, соединенные с его неограниченной властью, «переворачивают» жизнь страны, решительно изменяя ее лицо.
Но деятельность Петра
Уже в начале романа становится ясно, что все слои общества недовольны действительностью. В борьбе нового и старого страна раскалывается на «лагеря», имеющие разные социальные цели. Эта сложная расстановка сил дана в ярких образах, каждый из которых имеет в романе индивидуальные черты.
Петр, Меншиков, Бровкины, Ромодановский и другие представляют «лагерь» сторонников преобразований; Софья, Буйносов, стрельцы и бояре — противники
Какой из путей будет избран, определяется одним: может ли человек найти свое место, свой жизненный шанс в службе петровскому делу. Карьера, государственное величие, прибыль, утверждение своего личного достоинства — мотивы, объединяющие все разнообразие сторонников Петра. Нежелание изменить свою жизнь или угроза полного разорения не объединяют, а разделяют в романе бояр и простолюдинов, оставляя их силами, враждебными не только Петру, но и друг другу.
Так, в рамках строго хронологического рассказа, переполненного событиями и людьми, создается единый образ России.
Широкий охват событий, «панорамность» изображения подчинена реализации авторского замысла — показать объективную необходимость и прогрессивность петровского переворота. В романе находят свое место все социальные слои, все человеческие типы эпохи. Рядом с фигурой молодого царя растет и крепнет целая галерея талантливых людей. Все они, независимо от социального происхождения, представляют своеобразие, национальныйхарак-тер совершаемых перемен.
Выносливый, умный, мужественный народ в лице «птенцов гнезда петрова» олицетворяет раскрытие, воплощение национальных способностей. Но эти способности не направлены на создание «общества равных возможностей», расцвет всех «пластов» российской жизни. Возникновение мощного государства, военное и торговое величие России — их цель.
Такая направленность оставляет за бортом истории огромные массы людей, чьим благополучием жертвует Россия. Петр, как известно, в борьбе с варварством применял варварские методы. Его воля не знает пощады для противников реформ. Позиция Толстого здесь двойственна: с одной стороны, он сочувствует «униженным и оскорбленным «, с другой — часто видит в них реакционную массу.
В этой двойственности сказался противоречивый характер, присущий времени создания романа. Поэтому тема национального величия, «пробуждения» страны сложно переплетается в романе с вопросом о нравственной цене такого «расцвета». «Я виноват, всех обобрал. Так? » — спрашивает Петр у большебородого мужика и после осторожного сожаления о прежних временах получает ответ: «Конечно, государь, тебе виднее…» И тот жеПетр Алексеевич говорит Огильви, защищая национальное достоинство народа: «Русский мужик умен, смышлен, смел…» В этих двух высказываниях нет противоречия, потому что Петр имеет в виду мужика, превращенного в солдата, в слугу государства, что так родственно сталинской эпохе, в которую и создавался роман.
Изображение России эпохи петровских реформ Толстой воплотил в форме исторического романа. Но целью автора было не создание достоверной исторической картины, а доказательство живой преемственности времен. Из многообразия фактов он тщательно отбирал события, помогающие осмыслить причины превращения страны в великую державу. Толстому важно было показать, во имя чего приносились жертвы, проследить движение человеческих судеб в потоке «осмысленной» истории. Поэтому его роман не может заменить сейчас другие точки зрения на Россию петровского времени.
Но сила художественного таланта, мастерство слова и образа позволили Толстому создать одно из лучших произведений на эту тему. Каждый художник имеет право на свое видение эпохи, и Толстой воспользовался этим правом с впечатляющей, редкостной силой…
Россия в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»