Русские сказки о животных

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень — широкие поля, зеленые леса… В волшебных сказках речь идет о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах-землепашцах, охотниках и рыболовах — их подданных.

В социально-бытовых сказках

рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа — древняя, феодальная Русь, когда жили цари, попы и баре и кормившие их и охранявшие страну от набегов врага трудолюбивые, храбрые и неунывающие мужички.

В статье «О сказках», вспоминая о няне, М. Горький писал: «По сказкам… выходило, что… все на земле глуповато, смешно, плутовато, неладно, судьи — продажны, торгуют правдой, как телятиной, дворяне-помещики — люди жестокие, но тоже неумные, купцы до того жадны, что в одной сказке купец, которому до тысячи рублей

полтины не хватало, за полтинник продал ногайским татарам жену с детьми… Я думаю, что уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность в том, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый».

В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т. д. Читая сказки о животных, задумайтесь над тем, с какой целью была создана каждая из них, и вы почувствуете, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные идеи, составляющие суть морального кодекса народа.

Часть сказок явно создана в назидание ребятам. О чем, например, уже известная вам сказка «Колобок»? О неразумном хвастовстве, гранича щем с глупостью.

А что произошло в сказке «Кот, петух и лиса» с петухом, не послушавшимся кота? Съела его лиса! «Пришли домой вечером кот со стариком и петуха не нашли, только хвост да перья ветром разнесло; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться!» А сколько веселой выдумки и смеха над лентяями в сказке «Курочка, мышка и тетерев!». Так и вспоминается побасенка о Тите:

— Тит, иди молотить…

— Брюхо болит!

— Тит, иди щи хлебать…

— Где моя большая ложка?

Но сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и прежде всего глупость. Воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость — глупость жестокого и жадного зверя.

Тем более она опасна! Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит.

Нет оправдания глупости, жадности и жестокости — вот что утверждают сказки.

Противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. И все же было бы ошибочно говорить о лисе как о положительном персонаже.

Хитрость, смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса — такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда и т. д. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Особенно интересна сказка «Старая хлеб-соль забывается».

Казалось бы, лиса спасла мужика от гибели: волк — в его руках, и крестьянин должен быть ей благодарен. Но стал он «отворачивать голову» волку да «задел и лису по голове» — и убил ее, приговаривая: «Старая хлеб-соль забывается!» Хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд, могучий, но глупый медведь, строптивая коза-дереза и т. д. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка и пр. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь тем удивительнее победы!

А объясняются они их трудолюбием, добротой, дружбой, чувством коллективизма.

Есть среди сказок о животных и такие, в которых осуждаются общественные пороки. Превосходна, например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря лисе становится Котофеем Иванычем — «начальником» над всеми лесными животными.

Самые сильные звери леса — медведь и волк — с «подношением» приходят тайно посмотреть на него и попадают в трагикомическое положение…

Сатирой на старое судопроизводство являются «Сказка о Ерше Ершовиче» и «Ворона». Наглость Ерша и Вороны, с одной стороны, глупость и неумение судей разбирать дела — с другой, становятся причиной страданий ни в чем не повинных рыб и кукушки.

Источники:

    Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. — 320 с, ил. — .

Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4-6 классов.




Русские сказки о животных