Сатирические черты в образе майора Ковалева

Сатирические черты «Носа» объясняют то, почему цензура отнеслась к повести с особой придирчивостью. В первоначальный текст повести Гоголь вынужден был внести существенные изменения. Так, например, сцена встречи майора Ковалева со своим двойником была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, что, естественно, приводило к ослаблению остроты ситуации.

Цензура сделала в повести ряд купюр, изъяв из нее рассуждения о майорах, указание на то, что Ковалев дает взятку квартальному, и т. д. Всеми этими «поправками» и «изъятиями»

цензура стремилась устранить сатирический дух произведения; однако он выражался не в отдельных фразах пли даже эпизодах, а в тех основных образах, которые рисовал здесь Гоголь.

Необычные ситуации, фантастика являются в «Носе» походным моментом для воплощения живых человеческих характеров, отражения социальных взаимоотношений. По своему жанру повесть эта представляет сатирический гротеск, в котором писатель, используя фантастику, создал блистательные художественные обобщения.

В центре, повести находится образ майора Ковалева, отличающийся большой жизненной правдой. «Вы знакомы с майором Ковалевым?

— писал Белинский. Отчего он так заинтересовал вас, отчего так смешит он вас несбыточным происшествием со своим злополучным носом? Оттого что он есть не майор Ковалев, а майоры Ковалевы, так что, после знакомства с ним, хотя бы вы зараз встретили целую сотню Ковалевых, — тотчас узнаете их, отличите среди тысячей». Ковалев принадлежит к числу тех, кто с головы до ног ушел в делание карьеры, к числу тех, кто посвятил ей все свои помыслы. Без особых трудов Ковалеву даются его служебные успехи.

Чин коллежского асессора он получил на Кавказе, где продвижение по службе, повышение в чипах во время николаевской монархии производилось быстрее и легче, чем в других местах российского государства.

Так же как и Пирогов, Ковалев упоен своим чином, своим положением. «Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором». Звание, чин для Ковалева — все; это и положение в обществе, и возведение в ранг добродетельного благородного человека.

Потому Ковалев с такой нетерпимостью и относится ко всякому неодобрительному слову, касающемуся его чипа.

Ковалев объят неукротимым желанием побыстрее продвинуться, возможно, выше. Он торопится, хочет поскорее заскочить вперед. Потому он и спешит назвать себя майором, чтобы «более придать себе благородства и веса». В отличие от Пирогова, Ковалев — птица более крупного полета. Он не ограничивает себя теми рамками, в которых вращается жизнь Пирогова, Ковалев хватает шире и крупнее; он человек другого масштаба и иной сноровки. «Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте.

Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу».




Сатирические черты в образе майора Ковалева