Сценарий праздника «Пришла Коляда»
Аннотация
Данный сценарий предназначен для учащихся класса «Особый ребенок» коррекционной школы VIII вида. Он дает представление учащимся класса «Особый ребенок» о народных традициях и обычаях празднования Рождества и Нового года; содержит колядки, игры, танцы, загадки, связанные с данными праздниками.
Цель: Дать учащимся представление о народных традициях и обычаях празднования Рождества и Нового года.
Место проведения: Игровая комната.
Время проведения: 40 минут.
Оснащение праздника:
Игрушечные музыкальные
1 обруч.
«Снежки» из бумаги.
2 бадминтонные ракетки.
2 теннисных мяча.
6 надувных мячей разного диаметра.
Зонт.
Елочные гирлянды.
2 лотка для колядовщиков.
2 рулона туалетной бумаги.
Шкура и маска козы.
2 бумажных носа и 2 бумажных ведра для снеговиков.
Музыкальное оформление:
Песня «Кабы не было зимы»
Танец маленьких утят
Песня «Белые снежинки»
Песня Красной Шапочки
Песня «Следы на снегу»
Песня » Мишка с куклой»
Игровая комната. Слева стульчики для участников. На правой стене плакат «С Новым Годом и Рождеством!».
У правой стены стол с инВентарем для оснащения праздника.
Ход праздника:
1 воспитатель выходит в центр комнаты и читает стихотворение А. С. Пушкина:
Настали святки, то-то радость,
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
Гадает старость сквозь очки,
У гробовой своей доски
Все потеряв невозвратимо,
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом.
Стук в дверь.
1 воспитатель: — Кто там?
— Это я, Коляда.
1 Воспитатель: — Заходи, Коляда.
Входят дети, играя на музыкальных инструментах, встают в круг в центре комнаты. МуЗыкальные инструменты дети оставляют на столе у правой стены.
2 Воспитатель: Скоро нас ожидают чудесные праздники — Новый год и Рождество, после Которого наступают Святки. В эти дни люди ходят друг к другу в гости, веселятся, желают хо Зяевам здоровья, счастья, гадают, поют песни — колядки.
Воспитатель встает в круг, открывает зонтик, на котором закреплены елочные гирлянды. Дети берут гирлянды за концы и ходят по кругу, исполняя колядку:
Пришла Коляда накануне Рождества!
Родился Христос, Сын Божий!
А мы шли, прошли недалекий путь,
Шли колядки петь, в барабан играть.
Люди добрые, поднимайтеся,
Рождество встречать собирайтеся!
Затем воспитатели дают детям лоток, и дети вместе с воспитателями обходят гостей, Исполняя колядку:
Коляда, Коляда накануне Рождества.
Тетенька добренькая, пирожка-то сдобненького
Не режь, не ломай, а скорее подавай!
Гости угощают колядовщиков. Дети садятся на стулья.
1 Воспитатель: Много веселья приносят с собой Святки. Каждый вечер — посиделки с пе Снями, шутками, играми, загадками.
2 Воспитатель: Ребята, а вы хотите отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Белый, а не сахар, ног нет, а идет
Лечу-кручу на весь мир ворчу
Без рук, без ног, а рисовать умеет
Белая морковка зимой растет
Под гору коняшка, а в гору деревяшка
Стекло, текло и стало стекло
Молодцы, все загадки отгадали. А гости не хотят попробовать свои силы в разгадывании загадок?
Не колючий, светло-синий, По кустам развешан,
Белая птица над землею мчится. Воет, пугает — пути заметает
Он вошел — никто не видел, Он сказал — никто не слышал. Дунул в окна и исчез. А на окнах вырос лес
Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост как синее стекло —
Скользко, весело, светло
1 воспитатель: Какие святки без зимних забав? Как вы любите играть зимой? Дети отвечают: — в снежки.
— Давайте поиграем в снежки.
Один воспитатель берет обруч, украшенный елочной гирляндой, второй воспитатель стаВит корзину со «снежками», дети под музыку бросают «снежки» в обруч. Воспитатели Помогают детям.
1 воспитатель: Молодцы. Столько снежков слепили и попали ими в цель! А теперь пришло время колядовать.
Дети вместе с воспитателями подходят к гостям и поют колядку:
Колядую, тетка, колядую, дядька,
А за вашу ласку дайте нам колбаску,
А колбаски нету — дайте нам конфету.
Дети кланяются гостям и собирают угощенья.
Стук в дверь.
1 воспитатель: Кто это к нам пришел?
Входит Коза.
Коза: Забодаю рожками, затопчу всех ножками…
1 воспитатель: Это Коза пришла к нам на праздник.
Коза исполняет танец и поет:
Чок, чок, зубы на крючок,
А язык на полочку, молчок.
Чок, чок зубы на крючок,
Кто заговорит — тому щелчок.
— Говорите, у вас праздник, а почему никто не танцует и не веселится?
1 воспитатель: Что ты, козочка, мы любим играть, танцевать и веселиться.
Жить на свете интересней, когда все танцуют вместе.
Выходи, честной народ, кто смелее — тот вперед!
Дети выходят в центр и исполняют танец маленьких утят вместе с Козой и воспитаТелем.
Коза: Вот теперь я вижу, что танцевать вы умеете, а играть хотите?
Давайте лепить снеговиков. Дети по двое выходят в центр комнаты и под музыку катят сначала большие надувные мячи к стене, противоположной от гостей. Коза и воспитатель помогают детям крепить мячи к полу скотчем. Следующая пара детей катит мячи средней величины.
Воспитатели помогают им поставить эти мячи на большие и закрепить. Следующая пара детей катит маленькие мячи и ставит их на средние. Воспитатели помогают детям закрепить мячи и надеть «снеговикам» носы и ведра, сделанные из бумаги.
Коза: Молодцы, чудесные снеговики получились, а теперь давайте колядовать.
Берет детей за руки, идет к гостям, исполняя колядку:
Колядин, колядин, я у бабки один,
По колено кожушок —
Дай, дядька, пятачок.
Пятачка мало — дай кусок сала.
Дети собирают угощения и садятся на стулья.
Коза: Веселый у вас праздник, но мне пора уходить, ведь дома меня ждут козлятки. До свидания, ребята.
Уходит.
1 Воспитатель: Новый год и Рождество отмечают по всему миру. И везде есть свои обычаи. Так, в Германии есть обычай впрыгивать в Новый год с последним ударом часов.
Давайте и мы С вами впрыгнем в Новый год.
Дети прыгают.
2 Воспитатель: А в Венгрии всех злых духов отгоняют от жилища и призывают в каждый Дом радость, счастье, веселье звуками дудочек и рожков. Давайте мы все вместе позовем в нашу Школу радость, удачу, веселье. Воспитатель раздает детям музыкальные инструменты.
Дети играют на дудочках, рожках.
1 Воспитатель: Наш праздник продолжается, и мы с вами сейчас поиграем в катание снеж Ных комков.
Воспитатели раздают детям теннисные ракетки и мячи. Дети под музыку ведут раКетками мячи в определенное место.
2 Воспитатель: играет музыка, а это значит, что пришло время танцевать. Дети танцуют танец Красной Шапочки.
1 воспитатель: Мы с вами поиграли, потанцевали, а теперь пойдем колядовать. Дети с воспитателями колядуют: Пришла Коляда накануне Рождества, Блин да лепешку кидай в окошко, Кто не даст пирога То быка за рога, Свинку за щетинку,
Лошадку за гривку.
Дети, кланяясь, собирают угощения.
2 воспитатель: Ребята, мы слепили замечательных снеговиков, а чтобы им было веселее, давайте слепим еще и снежную бабу.
Проводится конкурс — кто быстрее слепит снежную бабу. Один ребенок стоит, а другой Обматывает его туалетной бумагой. Воспитатели приглашают родителей тоже принять участие в конкурсе.
Звучит музыка. Конкурс завершается, когда заканчивается музыка. Воспитатели помогают детям.
1 воспитатель: А сейчас снова танец. Дети танцуют танец «Мишка с куклой». Воспитатели приглашают всех гостей в круг
Танцевать вместе с детьми.
2 Воспитатель: В Святки принято желать счастья, здоровья, благополучия. Давайте и мы Пожелаем всего этого нашим гостям. Дети и воспитатели встают в центр комнаты, в руках У каждого пригоршня пшеницы
Дети и воспитатели вместе: Сею-вею, повеваю, Я пшеницу посыпаю, С Новым годом поздравляю. Сею-вею, повеваю, Овес, ячмень посыпаю, Счастья, радости желаю.
Воспитатель: Добрый вечер, щедрый вечер
Воспитатель: Добрым людям на здоровье. Все кланяются.
Литература:
В. А. Березина, Л. И. Виноградова — М: Астрель, АСТ, Транзиткнига 2003.
О. Н. Тимофеев. Рецепты веселой вечеринки: Игры, розыгрыши, забавы: — Ярославль: Академия развития, 2002.
Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева: Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб: Респекс, 1996.
Сценарий праздника «Пришла Коляда»