Шариков — типичный продукт своей эпохи (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
1. Судьба повести Булгакова. 2. Образ Шарикова. 3. Мировоззрение профессора.
4. Революция как социальный эксперимент. Нищета ведет к революции, революция — к нищете. В. Гюго Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году.
Однако произведение дошло до читателей намного позже, только в годы перестройки, в конце 80-х годов XX века. Немудрено, ведь повесть представляла собой острую и злую сатиру на советскую действительность. Произведение оказывает на читателя огромное впечатление.
Нельзя не обратить внимания на глубинный
Он превращает собаку в человека. На первый взгляд поступок профессора достоин восхищения. Но есть одно и весьма существенное «но». В результате операции на свет появилось омерзительное существо. Это не собака, но и человеком его назвать как-то не получается.
Эксперимент профессора являет собой глобальный социальный эксперимент — революцию. В результате социальных катаклизмов хозяином жизни стал люмпен-пролетарий,
А какие меткие определения для этой эпохи находит сам Булгаков! Из уст самого профессора мы слышим множество высказываний, которые как нельзя лучше соответствуют действительности того времени. Нельзя не сказать и о самом профессоре. Это образ настоящего российского интеллигента, таких людей так мало осталось после революции. Это мыслящий и образованный человек.
Его не могут не волновать события, которые происходят в стране. Профессор уделяет внимание мелочам. Но эти мелочи разрастаются, приобретают особое значение. И благодаря этим деталям мы можем составить представление о том, что же творилось тогда в стране.
Профессор Преображенский говорит: «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил?
Почему убрали ковер с парадной лестницы? разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?» Профессор не любит пролетариат, в чем честно признается.
Конечно, такое утверждение не может не навлечь неприятности на интеллигента. Но, к счастью, профессор нужен «сильным мира сего». Ведь он не только великий ученый, но и практикующий врач, услуги которого по достоинству оценены теми, кто теперь у власти. И профессору разрешено остаться в своих комнатах, он получает возможность продолжать свои операции. Однако если профессор получает поддержку у новой власти, это не мешает ему оставаться непримиримым противником всего, что творится вокруг.
Профессор возмущен разрухой. Он точно и метко выражает свои наблюдения: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?
Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха… разруха не в клозетах, а в головах».
Увы, но профессор Преображенский, несмотря ни на что, чувствует себя в новой действительности далеко не лучшим образом. Он вспоминает прошлое. И вынужден признать, что жизнь изменилась в худшую сторону. А вот Шариков чувствует себя настоящим хозяином жизни. В произведении мы видим Шарикова в двух ипостасях.
Сначала это бездомный пес, вызывающий у нас жалость и сочувствие. Пес наделен способностью мыслить и анализировать окружающую действительность. Он метко подмечает все, что видит вокруг: «Дворники из всех пролетариев — наигнуснейшая мразь! Человеческие очистки, низшая категория». Глазами бездомного пса мы получаем возможность воочию увидеть Россию 20-х годов.
Булгаков не считает нужным приукрашивать действительность. Напротив, иногда кажется, что писатель сгущает краски. Впрочем, автор имеет на это все основания.
Улицы мрачные, грязные… Воет вьюга, и ее зловещие завывания только подчеркивают, насколько убогой и печальной стала жизнь. Вокруг так много несчастных людей. Вот, например, мимо пробегает молодая девушка.
Она работает машинисткой, получает «по девятому разряду четыре с половиной червонца». Девушка голодна, плохо одета. Ей холодно. И тут же говорится о том, что у нее есть любовник, который обладает какой-то властью.
Любовник получает такую характеристику, которая совсем не красит его: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует». У этого человека нет намерения помочь девушке, все помыслы направлены на себя.
В обществе процветает воровство. Оно уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И результатом становится та самая пресловутая разруха, о которой говорит профессор Преображенский. Увы, Россия потеряла былое величие. Кто же виноват в сложившийся ситуации?
Те, кто решился на такой страшный эксперимент, как революция. Шариков Полиграф Полиграфыч — это другая ипостась бездомного пса. Существо явно не вызывает ни симпатии, ни сочувствия.
Шариков крайне неприятен, он обладает целым рядом отвратительных качеств, в нем нет доброты, благородства. Шариков — это тот самый люмпен-пролетарий, который стал хозяином новой России, тупое, примитивное и агрессивное существо. Булгаков показал, насколько страшным и абсурдным может стать эксперимент, в результате которого на свет появляются Шариковы.
Вернее, они существовали и ранее. Но были совершенно иными — вспомним бездомного пса, — у них не было ни прав, ни возможностей. Они были беззащитны, могли вызвать жалость и сочувствие. Но как все меняется. И далеко не в лучшую сторону.
Шариковы становятся опасными и агрессивными существами. Теперь они считают себя «хозяевами жизни». И общество поддерживает их.
Новые «хозяева жизни», пролетарии, оказались не способны что-либо созидать. Но вот разрушать они умеют без особого труда. Эти люди мало что знают и умеют, но, несмотря на это, обладают силой и наглостью.
Они считают, что вправе брать от жизни все, чего так долго были лишены ранее. Шариковы не способны на жалость и сочувствие. Казалось бы, они хорошо знают, как тяжела и беспросветна может быть жизнь, и как тяжело, когда никто не протянет руку помощи.
Но сами они не способны на добрые поступки. А вот сеять зло им удается как нельзя лучше. Булгаков создает фантастическую историю, чтобы на ее примере показать читателям, к чему привела революция.
Эпиграфом к данному сочинению я не случайно взяла высказывание В. Гюго. На самом деле нищета и революция тесно взаимосвязаны. Такое бедствие, как нищета, влечет за собой появление в обществе большого количества несчастных и обездоленных людей.
В их жизни нет ничего хорошего, их ожидает мрачное и беспросветное будущее. Эти люди в массе своей представляют собой безликую, мрачную силу, способную на разрушения. Именно это и произошло в 1917 году.
Нищета привела к революции, в результате чего новыми хозяевами жизни стали Шариковы. И дальнейшая судьба России стала очень и очень незавидной.
Впрочем, у повести Булгакова хороший конец. Добро восторжествовало. Шариков вновь превратился в безобидного и вполне симпатичного пса. Профессор понял свою ошибку и решил более не экспериментировать.
В квартире вновь воцарилось спокойствие. Жаль, что другой эксперимент — революция — не мог закончиться так же хорошо.
Шариков — типичный продукт своей эпохи (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»