Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни

«О-ох, нелюди мы, боле никто», — произносит свой при­говор распутинская старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил. «Будь чело­веком!» — призывает своим творчеством В. Шукшин. «Не про­пустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, — говорил о Шукшине М. Шолохов. — И он рассказал о про­стом, негероическом, близком каждому так же просто, не­громким голосом, очень доверительно…» В. Шукшин всегда стремился к изображению характеров необычных. Его героев называют «чудиками»,

потому что они живут не так, как мно­гие другие. Это своеобразные философы, люди живого ума, ос­тро реагирующие на несправедливость и зло, живущие по ве­лению сердца, а потому нередко «стихийные», порой смешные и непонятные для окружающих. Именно своей непохоже­стью человек и интересен писателю. «Вот вы там хотите, что­бы все люди жили одинаково,- мысленно обращается к одно­сельчанам, косо смотрящим на его чудачества, Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный. — Да два полена и то сго­рают неодинаково…». «Никто бы не поверил, но Алеша серь­езно вдумывался в жизнь» — такова важнейшая
особенность не только этого, но и многих других героев писателя, которые нередко испытывают не всегда до конца осознанную ими са­мими неудовлетворенность жизнью. Потому так часто повторя­ется в произведениях В. Шукшина мотив скуки, тоски, беспо­койства, душевной боли. «Я тебе говорю: наелся.

Что дальше? Я не знаю. Но я знаю, что это меня не устраивает. Я не могу только на один желудок работать», — рассуждает Иван в рас­сказе «В профиль и анфас».

Тревогу В. Шукшина за душу чело­века, достигшего более или менее спокойного, сытого суще­ствования, разделяли Ю. Трифонов, О. Гончар, драматурги В. Розов, А. Вампилов и многие другие писатели.

В. Шукшин чаще всего показывает своих героев и состоянии душевного дискомфорта, что позволяет ему вести разговор о духовных ценностях жизни. Мучительно смятение шукшинского героя, однако оно дает толчок к поискам выхода, к раздумьям, осознанию своего места на земле. «…Я говорю: душа болит? Хо­рошо. Хорошо! Ты хоть зашевелился, ядрена мать!

А то бы тебя с печки не стащить с равнодушием-то душевным», — говорит Максиму Ярикову необычный жизнелюбец — «попяра» из рас­сказа «Верую!».

Показал писатель и тех, кто живет лишь заботой о том, чтоб дом был «как у всех», кто может походя растоптать чело­веческое достоинство другого. Результатом утраты связи с родной землей стали духовные драмы многих героев В. Шукшина, в том числе Егора Проку — дина.

Конечно, писатель не рисовал своих героев какой-то одной краской, он показывал жизнь и человека во всех их проявлени­ях, однако симпатии автора явно на стороне тех, кто живет в соответствии с мудрым духовным опытом народа.

Свое представление о настоящем человеке В. Шукшин вы­разил в суждениях о подлинной интеллигентности: «Явление это — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — подпеть могучему басу сильного мира сего, горь­кий разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость… И — сострадание судьбе народа! Неизбеж­ное, мучительное.

Если все это в одном человеке — он интел­лигент».

Размышляя о нравственно-философских ценностях жизни, писатели стремятся рассматривать их исторически, показывать, как складывался и обогащался духовный кодекс народа и сам на­родный характер. Эту задачу решал в своих произведениях, прежде все­го в тетралогии «Братья и сестры», Ф. Абрамов, писатель остро­социального, аналитического склада, заставляющий задуматься над целым комплексом проблем — экономических, социальных, нравственных.




Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни