Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни
«О-ох, нелюди мы, боле никто», — произносит свой приговор распутинская старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил. «Будь человеком!» — призывает своим творчеством В. Шукшин. «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, — говорил о Шукшине М. Шолохов. — И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно…» В. Шукшин всегда стремился к изображению характеров необычных. Его героев называют «чудиками»,
Что дальше? Я не знаю. Но я знаю, что это меня не устраивает. Я не могу только на один желудок работать», — рассуждает Иван в рассказе «В профиль и анфас».
Тревогу В. Шукшина за душу человека, достигшего более или менее спокойного, сытого существования, разделяли Ю. Трифонов, О. Гончар, драматурги В. Розов, А. Вампилов и многие другие писатели.
В. Шукшин чаще всего показывает своих героев и состоянии душевного дискомфорта, что позволяет ему вести разговор о духовных ценностях жизни. Мучительно смятение шукшинского героя, однако оно дает толчок к поискам выхода, к раздумьям, осознанию своего места на земле. «…Я говорю: душа болит? Хорошо. Хорошо! Ты хоть зашевелился, ядрена мать!
А то бы тебя с печки не стащить с равнодушием-то душевным», — говорит Максиму Ярикову необычный жизнелюбец — «попяра» из рассказа «Верую!».
Показал писатель и тех, кто живет лишь заботой о том, чтоб дом был «как у всех», кто может походя растоптать человеческое достоинство другого. Результатом утраты связи с родной землей стали духовные драмы многих героев В. Шукшина, в том числе Егора Проку — дина.
Конечно, писатель не рисовал своих героев какой-то одной краской, он показывал жизнь и человека во всех их проявлениях, однако симпатии автора явно на стороне тех, кто живет в соответствии с мудрым духовным опытом народа.
Свое представление о настоящем человеке В. Шукшин выразил в суждениях о подлинной интеллигентности: «Явление это — интеллигентный человек — редкое. Это — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — подпеть могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость… И — сострадание судьбе народа! Неизбежное, мучительное.
Если все это в одном человеке — он интеллигент».
Размышляя о нравственно-философских ценностях жизни, писатели стремятся рассматривать их исторически, показывать, как складывался и обогащался духовный кодекс народа и сам народный характер. Эту задачу решал в своих произведениях, прежде всего в тетралогии «Братья и сестры», Ф. Абрамов, писатель остросоциального, аналитического склада, заставляющий задуматься над целым комплексом проблем — экономических, социальных, нравственных.
Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни