Сила женского характера в рассказе «Песчаная учительница»
А. Платонов — один из самых ярких и своеобразных прозаиков XX века, его судьба и судьба его произведений была трудной и даже трагической. Уже в первых произведениях он заявил о себе как о зрелом и оригинальном мастере художественной прозы, значительной по теме, глубокой в обрисовке человеческих характеров, чуткой и внимательной к нравственному миру человека. Одним из лучших произведений писателя является рассказ «Песчаная учительница».
Героиня рассказа — самая обыкновенная девушка Мария Нарышкина. Однако одно ее качество писатель
В юности пережила Мария «любовь и жажду самоубийства», и это укрепило ее духовные силы.
После окончания педагогических курсов Мария едет в село Хомутово работать учительницей. Первое, с чем она сталкивается еще
Такое зрелище должно бы подавить юную девушку, заставить задуматься о тех трудностях, которые ожидают ее в пустыне, а возможно, даже вернуться домой.
Однако ничего подобного не происходит. И в дальнейшем не смущают ее трудности. Более того, она сочувствует бедности крестьян, понимает, что их борьба с песками — не только тяжкий, но и ненужный труд, что при такой жизни крестьянским детям совсем не нужна школа. Перед ней встает два вопроса: как изменить жизнь крестьян к лучшему и как привлечь детей в школу?
В решении этих вопросов Мария проявляет незаурядную силу логического мышления, найдя выход простой, как все гениальное: «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пески в живую землю». И Марии удается добиться этого, хотя и ценой больших усилий. Она сама преподаетв школе «песчаное дело», организует крестьян на борьбу с песками. И вот результат: «И уже через год Хомутова было не узнать.
Шелюговые посадки защитными полосами звенели вокруг орошаемых огородов, длинными, лентами окружили Хомутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы». Появляется у крестьян достаток, легче становится их жизнь.
Силу характера проявляет Мария при столкновении с кочевниками. Когда их скот потравил все посадки зелени и уничтожил все колодцы, она смело идет к вождю кочевников, обвиняет его: «Мы работали три года, а вы стравили посадки в трое суток». В конце концов она решает отказаться от личного счастья, вообще от личной жизни и посвятить себя борьбе с пустыней и обещает губернскому начальнику: «Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой…
Приеду не по песку, а по лесной дороге».
В своих рассказах А. Платонов не только решал «вечные» вопросы, но и откликался на злобу дня. Как он пишет в одной статье, его главным творческим устремлением было «находить поэтическую форму для действительности, в тот момент, когда действительность преобразуется». Это утверждение вполне можно отнести к рассказу «Песчаная учительница».
Сила женского характера в рассказе «Песчаная учительница»