«Сильнее оружия — сила слова». Выразительное чтение наизусть стихов античных поэтов
Цель: Учить использовать партитуру для чтения стиха, объяснять собственный выбор поэзии; развивать умение эмоционально и проникновенно читать художественное произведение, артистичные способности; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: Тексты поэзий с составленными партитурами, записи мелодий, иллюстрации с памятками древнегреческого искусства.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашней задачи
1) Назовите главные темы и мотивы творчества Анакреонта.
2) Дайте определение понятия Анакреонтика.
II.
Слово учителя
— Прошли столетия, и даже тысячелетие. А мы все еще помним их: нежную Сапфо, игривого Анакреонта, мужественного Тиртея, откровенного Архилоха.
Их стихи поражают своей актуальностью: мы тоже спорим о ценности человеческой жизни, грустим через несчастную любовь, стремимся радости и наслаждений. Это все — якобы о нас. Или не поэтому эти слова такие долговечные:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль и долговечней — царственное слово?
III. Чтение поэзий наизусть
Ученики
— Выступление ученика
— Объяснение ученика относительно выбора поэзии
— Комментарий учеников
— Комментарий учителя
— Оценивание
Читать стихи можно на фоне соответствующей музыки, а еще украсить свое выступление созданной иллюстрацией к избранной поэзии. Например: анакреонтичный стих «Дай мне Гомера лиру» можно читать под звучание арфы, поэзию Архилоха «Грусть, Перикле…» — под музыку Баха. К стиху Сапфо «Барвистошатная владыка, Афродита» уместно будет создать иллюстрацию, которая изображает прекрасную Афродиту, которая мчится на золотой колеснице.
Поэзию Тиртея «Хорошо умирать поэтому…» можно проиллюстрировать, изобразив воина-предателя и его семью.
IV. Итоги урока
Каждый ученик заносит на линию времени имени избранного поэта.
V. Домашняя задача
Повторить определение драмы, трагедии, комедии.
Дополнение
Партитура чтения стиха «грустно жить не любя»
В — Повышение голоса — снижение голоса _ — логическое ударение | — короткая пауза | | | — длинная пауза І — Перенесение паузы на следующую строку
134
Все уроки зарубежной литературы. 8 класс
Текст стиха | Задача чтеца |
Грустно жить не любя, | | Грустно жить и полюбив, | | Самое грустное же от всего.], Надуть в любви | | | | Донести к слушателю печальное расположение духа лирического героя, его душевные переживания, бремя жизненного опыта. Читать в медленном темпе |
В* Все Эрот под ноги топчет — | | Человеческую Мудрость и Обычаи, | | Только Серебро все уважают | | | | Передать задавленность лирического героя через разочарование в богах и людях. Темп чтения — средний |
Пусть поэтому добра не будет, | | Кто Первейший стремился серебра! | | | Ух Через то Братьев не стало, | | Ух Через то и Родня не родная, | | Ух Через то Убийства, войны, | | В И более всего Нас, любовников, | | Через то всюду гибнет | | | | Донести к читателю негодования героя по поводу того, что деньги заменили людям настоящие ценности. Читать взволнованно, громко, уверенно |
«Сильнее оружия — сила слова». Выразительное чтение наизусть стихов античных поэтов