«Сильнее оружия — сила слова». Выразительное чтение наизусть стихов античных поэтов

Цель: Учить использовать партитуру для чтения стиха, объяснять собственный выбор поэзии; развивать умение эмоционально и проникновенно читать художественное произведение, артистичные способности; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: Тексты поэзий с составленными партитурами, записи мелодий, иллюстрации с памятками древнегреческого искусства.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашней задачи

1) Назовите главные темы и мотивы творчества Анакреонта.

2) Дайте определение понятия Анакреонтика.

II.

Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Прошли столетия, и даже тысячелетие. А мы все еще помним их: нежную Сапфо, игривого Анакреонта, мужественного Тиртея, откровенного Архилоха.

Их стихи поражают своей актуальностью: мы тоже спорим о ценности человеческой жизни, грустим через несчастную любовь, стремимся радости и наслаждений. Это все — якобы о нас. Или не поэтому эти слова такие долговечные:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль и долговечней — царственное слово?

III. Чтение поэзий наизусть

Ученики

читают избранные ими стихи античных поэтов.

— Выступление ученика

— Объяснение ученика относительно выбора поэзии

— Комментарий учеников

— Комментарий учителя

— Оценивание

Читать стихи можно на фоне соответствующей музыки, а еще украсить свое выступление созданной иллюстрацией к избранной поэзии. Например: анакреонтичный стих «Дай мне Гомера лиру» можно читать под звучание арфы, поэзию Архилоха «Грусть, Перикле…» — под музыку Баха. К стиху Сапфо «Барвистошатная владыка, Афродита» уместно будет создать иллюстрацию, которая изображает прекрасную Афродиту, которая мчится на золотой колеснице.

Поэзию Тиртея «Хорошо умирать поэтому…» можно проиллюстрировать, изобразив воина-предателя и его семью.

IV. Итоги урока

Каждый ученик заносит на линию времени имени избранного поэта.

V. Домашняя задача

Повторить определение драмы, трагедии, комедии.

Дополнение

Партитура чтения стиха «грустно жить не любя»

В — Повышение голоса — снижение голоса _ — логическое ударение | — короткая пауза | | | — длинная пауза І — Перенесение паузы на следующую строку

134

Все уроки зарубежной литературы. 8 класс

Текст стиха

Задача чтеца

Грустно жить не любя, | | Грустно жить и полюбив, | | Самое грустное же от всего.], Надуть в любви | | |

Донести к слушателю печальное расположение духа лирического героя, его душевные переживания, бремя жизненного опыта. Читать в медленном темпе

В*

Все Эрот под ноги топчет — | |

Человеческую Мудрость и Обычаи, | | Только Серебро все уважают | | |

Передать задавленность лирического героя через разочарование в богах и людях. Темп чтения — средний

Пусть поэтому добра не будет, | |

Кто Первейший стремился серебра! | | |

Ух

Через то Братьев не стало, | |

Ух

Через то и Родня не родная, | |

Ух

Через то Убийства, войны, | |

В

И более всего Нас, любовников, | | Через то всюду гибнет | | |

Донести к читателю негодования героя по поводу того, что деньги заменили людям настоящие ценности. Читать взволнованно, громко, уверенно




«Сильнее оружия — сила слова». Выразительное чтение наизусть стихов античных поэтов