«Симплициссимус» — роман огромного социального значения
Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху немецкой истории. Идеи и художественные достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с «Симплициссимусом». Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия.
Подлинное возрождение интереса к творчеству Гриммельсгаузена произошло в эпоху романтизма.
Арним, К. Брентано, И. Эйхендорф, Де ла Мотт Фуке, братья Гримм были восторженными почитателями тогда еще анонимного автора «Симплициссимуса». Они заимствовали у него темы, мотивы, образы и развивали их в своих произведениях. Немецкие романтики вызвали к жизни многочисленные исследования о творчестве Гриммельсгаузена. Своеобразным памятником Гриммельсгаузену явилось основание в 1896 г. в Мюнхене сатирического журнала «Симплициссимус», в котором сотрудничали Т.
Манн, Я. Вассерман, К. Гамсун. Выдающиеся представители немецкой литературы XX в. (Т. Манн, Б. Брехт, И.
Бехер, Г. Гессе) видели в
Кант, М.-В. Шульц, Г. Грасс).
Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» по праву занимает место в одном ряду с выдающимися шедеврами всемирной литературы. Романы Гриммельсгаузена нашли в конце XVII в. не только восторженных почитателей, но и подражателей. Появляются интересные романы-«симплициады», авторы которых берут за образец «Симплициссимус»: «Всесветский симплицианский зевака, или Затейливый Ян Ребху» Иоганна Беера, «Венгерский или Дакийский Симплициссимус» Даниеля Шпеера и другие. В своей основе такие книги автобиографичны.
Большое место в них занимают этнографические зарисовки: описание обрядов, праздников, танцев, игр, песен, костюмов.
Действие часто прерывается профессиональными беседами, рассуждениями.
«Симплициссимус» — роман огромного социального значения