Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского
Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира. Это «остранение» через дисгармонию мы встречаем постоянно — у Державина и Радищева, у Кюхельбекера и Некрасова, у Маяковского и Цветаевой…..
И всякий раз приходится вспоминать, что первым, кто почувствовал прелесть остранения — громоздких инверсий, витиеватого слога, непредсказуемых
Когда Тредиаковский вступил на литературное поприще, доживало свои последние годы русское барокко. Отсюда — сложные аллегории и другие особенности его стиля. Многие принципы стихотворной реформы Тредиаковского также опираются на эстетику барокко. В Париже Тредиаковский изучил французское стихосложение. Оно силлабично.
Но он знал также русские народные песни. Проницательный филолог, он понял, что силлабическое стихосложение, которое господствовало и в России, вполне органично для французского языка и менее пригодно для русского. Русский фольклор избегает
В 1735 году Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний». Главное внимание здесь уделено героическому стиху — гекзаметру. Создав его теорию, поэт реализовал ее в громадных поэмах «Аргениде»и «Телемахиде». Тредиаковский вводит термины античной поэтики, которые стали необходимы: спондей, пиррихий, хорей, или трохей, ямб. Он требует, чтобы в гекзаметре и пентаметре, правильно чередовались ударные и безударные слоги. В этом и состоит суть реформы, потому что до сих пор в силлабическом стихосложении правильного чередования ударных и безударных слогов не было.
Решающий шаг от силлабического стихосложения, в котором счет идет по слогам, к силлабо-тоническому в котором счет идет и по слогам, и по ударениям, сделан. Ломоносов критически изучил трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ», вполне оценил главное его достоинство-обращение к стопному, силлабо-тоническому стиху, и решительно отмел многочисленные ограничения, наложенные уходящей традицией барокко. Ломоносов на равных основаниях допускает стихи хореические, ямбические, трехсложные дактилические и анапестические, а также стихи, в которых смешаны строфы хореичческие с дактилическими или ямбические с анапестическими.
Каждый из этих шести метров имеет пять разновидностей по стопности, от шести до двух. Заметим, что у Ломоносова еще нет амфибрахия; его ввел Сумароков.
Провозгласив эстетическое равноправие всех размеров, Ломоносов все же отдает предпочтение ямбу. По его мнению, он усиливает благородство и возвышеннность содержания и потому более всего подходит для сочинения од. В то же время хорей более пригоден для изображения чувств, «скорых и тихих действий».
Опираясь на античные эстетики, Ломоносов высказывает проницательные соображения о русском стихе: история показала, что ямб тяготеет к выражению мыслей, хорей-чувств; ямб тяготеет к книжности, хорей — к народности, фольклорности. Разумеется, об этих тяготениях можно говорить лишь в самых общих чертах; каждый индивидуальный случай следует рассматривать особо. Но все-таки самым важным среди всех открытий Ломоносова оказалось утверждение четырехстопного ямба.
Его настолько полюбили в России, что, в известном смысле, особенно у таких поэтов, как Ломоносов, Державин, Пушкин, Баратынский, он воспринимается как представитель стихотворной речи вообще. Этот стихотворный размер воспел Ходасевич, и лучше о его значении не скажешь, сколько ни старайся:
С высот надзвездной Музикии К нам ангелами занесен, Он крепче всех твердыынь России, Славнее всех ее знамен. Из памяти изгрызгли годы, За что и кто в Хотине пал, Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал.
Есть основания воспевать четырехстопный ямб, называть его первым криком жизни русской поэзии: этим размером написаны и «Фелица» Державина, и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Смерть поэта» Лермонтова, и «Незнакомка» Блока, и «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Пастернака, и ода четырехстопному ямбу Ходасевича. Нельзя забывать связей взглядов Ломоносова с эстетикой классицизма, на пороге которого они формировались.
В соответствии с представлениями классицизма, Ломоносов смотрел на народное творчество как на грубое, примитивное и ни в чем не ориентировался на фольклорный стих. От Ломоносова пошла старшая линия стихотворства. Почти все лучшее в поэзии было написано ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом, дольником.
От Тредиаковского пошла младшая линия, в большей степени ориентированная на народный стих. «Песни западных славян» и некоторые сказки Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова демонстрируют ее большие возможности. В своеобразном споре старшей и младшей линии вырабатывались новыые стиховые и жанровые формы, возникали поэтические открытия. Этот спор давал все новые импульсы движению поэзии.
Ломоносов поместил «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Здесь он сформулировал свою знаменитую теорию трех стилей. Ломоносов исследовал проблему, обобщил и кодифицировал правила словоупотребления, введя и в данную область классическую стройность.
Высокий стиль образуют слова церковнославянского языка и слова, общие церковнославянскому и русскому языкам. Средний — общие церковнославянскому и русскому и русские, которых нет в церковных книгах. Низкий образуют только русские слова, причем в необходимых случаях допускаются просторечные выражения. Если бы Ломоносов ограничился этими указаниями, вряд ли мы обсуждали бы его «Предисловие» в истории русской поэзии.
Но он связал теорию стилей с теорией жанров.
К середине 18 века система жанров русской поэзии уже сформировалась. Ломоносов участвовал в этом процессе наряду с другими поэтами. Но он совершил важный шаг, закрепив в «Предисловии» современную ему норму: он указал, какой стиль приличествует какому жанру.
Героической поэме и оде подобает высокий стиль. Трагедии, стихотворные дружеские письма, сатиры, залоги, элегии надлежит писать стилем средним. Комедии, эпиграммы, песни — область применения низкого стиля.
Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского