Сказка Гофмана «Малыш Цахес»

Сказка Гофмана «Малыш Цахес» — чрезвычайно яркое сатирическое произведение, в котором автор развивает известный фольклорный мотив о чудодейственном волосе. Добрая фея Розабельверде из жалости дарит маленькому уроду Цахесу три волшебных волосинки, и теперь все талантливое и значительное, что делается и говорится в его присутствии, приписывается лишь ему. Благодаря своей чудесной одаренности, Цахес делает блестящую карьеру. В профессорских кругах его считают за поэта.

Это и открывает ему путь к сердцу замечательной Кандиды. Не

меньших успехов достигает он и на общественной арене. Цахес становится тайным советником, а потом и министром.

Неизвестно, которых бы еще высот достиг Цахес, когда бы не вмешательство доброго мага Альпануса. С его помощью Бальтазар вырывает на голове Цахеса три волшебные волосинки. После этого во всех будто завеса с глаз спадает, и, на удивление его искренних приверженцев, Цахес возникает перед ними во всей своей разительной уродливости.

Отношение людей, которые недавно ползали перед ним, кажется Цахесу «революцией», «восстанием», «свержением всех основ». Спасаясь от насмешек, он бросается в серебряный

ночной горшок, и, погрузившись в «стихию», что содержалась в нем, трагически гибнет. Главная мысль сказки воплощена в феномене Цахеса.

Суть его в том, что некоторые люди могут присваивать чужую работу, таланты, заслуги, да еще и казажуться не теми, кем они есть на самом деле. Три золотые волосинки, владельцем каких стал Цахес, — это символический образ золота, денег и их власти над людьми и обществом.

Откуда же берутся Цахесы, что их порождает и поддерживает, имеют ли они будущее? В «Малыше Цахесе» присутствуют несколько предположений об источниках возникновения Цинноберов. Это — власть денег, человеческое сумасшествие, разные проявления волшебных сил. Автор также изображает ослепленное общество, которое потеряло ценностные ориентиры, да и в каком-то самозабвении создает себе кумира.

Гофману интересно проследить поведение толпы по отношению к кумиру, им же созданного. В сказке сумасшедший залог толпы имеет несколько стадий: сначала радость и увлечения, потом обожествления, в конце концов, смертельный страх перед своим тираном. Гофман высмеивает не столько маленького Цахеса, никчемного и беспомощного избранника феи, как то общество, которое склонно видеть в уроде — красавца, в бездарности — талант, в абсолютной тупости — мудрость, в изверге — «украшение общества».

В своей сказке Гофман говорит, что Цахесы рождаются, Цахесы живут и процветают, будто лишь благодаря никчемности, вульгарности среды, которая их породила. И уже не приводит в удивление то, что в такой стране обесцениваются таланты, знание, моральные качества, даже любовь. Но сам автор, очень точно показав симптомы болезни общества, не дает прямолинейных, рациональных объяснений ее причины, а тем более ее лечение.

В сказке Гофмана действует и антипод Цахеса — студент Бальтазар. Как и принадлежит романтическому герою, он натура творческая, противостоит миру филистерской будничности. Но автор с иронией относится к Бальтазару, который быстро удовлетворился мещанским счастьем и перестал интересоваться общественными проблемами. Сказка, как этого требует жанр, имеет радостный конец. Бальтазар вступает в брак с любимой Кандидою.

Молодая пара поселяется в замечательном сельском домике Проспера Альпануса. Но такое возможное лишь в сказке. В реальной жизни управляют Цахесы, и никому вырвать те три золотых волоса.

В жизни колдунов нет, и Цинноберы вступают в брак с прекрасными Кандидами, они при власти, судьба же энтузиастов — изгнание или тюрьма. Прогресс сомнительный.

Итак, писатель в своей сказке остро высмеивает всю государственную систему: духовная и материальная жизни, попытки реформ, систему чинов, социальную психологию, Рожденную самодержавием, убогость обывателей. Он считает, что человечество должно быть гармонично развитым, искренним сердцем и душой. Тогда не будет места Цинноберам, которые ловко и нахабно приспосабливаются к жизни.




Сказка Гофмана «Малыш Цахес»