Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.
Понимая, что изменить жизнь может только народ, Щедрин старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске
Многие сказки Щедрина имеют политический подтекст: автор критиковал паразитизм дворянства, чиновников — всех тех, кто живет народным трудом.
В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так
Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. «Вишь, как хорошо генералом быть», — говорит один из них.
В этой сказке Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно отвыкли от труда, просто существовать. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.
Щедрин пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись, мужичина».
С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве.
Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими, второй — крупными. Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой.
Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.
Щедрин изобличал пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орел-меценат» писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод: «орлы для просвещения не нужны».
В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство. Осуждает автор и идеалистов-утопистов. Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.
Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, обладает житейской смекалкой. Мужик делает из собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель с горечью утверждает, что народ своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели».
Свой стиль Щедрин называет эзоповским: в каждой сказке присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Щедрина с народным творчеством: писатель часто употребляет народные пословицы и выражения.
Литературное наследие Щедрина составляет не только политическая сатира. Даже самые злободневные произведения писателя созданы с таким мастерством, что по праву принадлежат не только прошлому, но и настоящему, и будущему.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира