Сказки народов России
Педагогическая ценность сказок народов России чрезвычайно велика. Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов РОССИИ вносят большой вклад в дело интернационального воспитания юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью народов нашей страны, национальными обычаями, природой. Так Все как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине и ее народу, верой в торжество справедливости, в светлое будущее. Знакомясь с переводными сказками, ребенок невольно
Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов: сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения. Примером сходства может служить известная многим народам сказка о козе и козлятах.
Так, в русском фольклоре эта сказка удерживает в себе привычный ход сюжетного действия. Коза оставляет козлят дома, а тем временем приходит волк и, изменив голос, обманывает козлят: они отпирают двери — волк пожирает козлят. Коза находит виновника своего
Таджикский вариант сказочной истории при сходстве с русской сказкой разворачивает действие по-своему. Козлят не семь, а трое, и у каждого свое имя: Алюль, Булюль и Хиштаки Саританур. Коза говорит: «Мой Алюль, мой Булюль, мой Хиштаки Саританур! Я ухожу пастись.
Принесу вам на рожках травку, на языке водичку, в вымечке молочко. Заприте дверь на засов и сидите дома…» В поисках козлят коза идет сначала к собаке и шакалу, вспрыгивает на крышу дома каждого из них и стучит ногами. Узнав, кто ее настоящий обидчик, она стучится к волку. Услышав стук, тот кричит: «Кто взобрался на мою крышу?
У меня гости! Пыль сыплется в мой плов. Мои гости ослепли от пыли!» Коза отвечает:
— Я коза — кудрявые ножки, Это я стучу в твою крышу. Ты съел моего Алюля, Ты съел моего Булюля, Ты съел моего Хиштаки Саританура. Выходи на бой, вставай перед моими рогами.
Волк и не думает скрывать своей вины, говорит: — Да, я съел твоего Алюля, Я съел твоего Булюля, Я съел твоего Хиштаки Саританура. Выйду к тебе на бой, встану перед твоими рогами!
Коза и волк уговариваются и назначают час, когда им биться на поединке. Перед боем коза заострила свои рога — стали они «острей алмазных граней», а у волка кузнец, напротив, затупил зубы. И коза спасла своих козлят. Приметы национального быта, обычаев, воинственная перебранка перед боем — все это отличает таджикскую сказку от русской. В варианте русской сказки коза узнает правду о случившемся по-другому — от спасшегося козленка.
Она горестно оплакивает гибель остальных козлят. Волк запирается: «Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел».
Но правду не скрыть. Волк прыгнул через яму с горящими углями, ввалился в нее, брюхо от огня лопнуло — козлята выскочили оттуда живые и невредимые.
В таджикской сказке коза воинственна и жаждет мести. В русской сказке сама судьба заступается за обиженных. Портному, но, по сути дела, в конечном итоге одинаково сказка и одного и другого народа встает на защиту попранной правды и беспощадно казнит свирепого преступника. Сказка любого народа, несмотря на сходство с русской, всегда отмечена печатью оригинальности и самобытности. В этом. легко убедиться, сопоставив и такие сказки, как украинскую «.Рукавичка» и русскую «Теремок», белорусскую сказку «Коза — стеклянные глаза, золотые рога» и русскую сказку о том, как козу, а чаще лису гонят из избы собака, медведь, бык, петух, лопарскую сказку «Олешек — золотые рожки» и русскую о глиняном парне и многие другие.
Сходство сюжетов и сюжетных ситуаций оттеняет различия, очень существенные с точки зрения передачи художественной мысли. В особенности такое своеобразие бросается в глаза, когда сказки разных народов разрабатывают аналогичные темы, но своеобразие не менее заметно и при разном сюжетном воплощении темы.
В ненецкой сказке о кукушке отсутствует прямое морализирование. Бедная мать заболела, а ее невнимательные дети, занятые игрой, позабыли о ней — даже подать воды некому. И вот как-то заглянул старший сын к ней, а мать стоит посреди чума и малицу, сшитую из оленьих шкур, надевает. Взяла она доску, на которой шкуры скоблят, и доска тотчас птичьим хвостом стала, а наперсток в железный клюв превратился. Вместо рук крылья выросли.
Взмахнула ими мать-кукушка и вылетела из чума. Дети бегут за нею, обещают принести воды. Кукушка отвечает: «Теперь озерные воды передо мной».- «Мама, вернись!» — «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Долго бежали дети — ноги себе в кровь изранили.
Где пробегут, там красный след останется. С той поры кукушка не растит своих детей, а в тундре красный мох стелется.
По-другому решена та же тема в татарской сказке «Три дочери». Эта сказка тоже о матери, но она ни в чем не похожа на северную. Мать вырастила дочерей и выдала их замуж. Заболела мать — посылает рыжую белку: «Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили».
Старшая дочь вздохнула и сказала: «Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза». И тогда белочка приказала, чтобы старшая дочь была всегда неразлучна с этими тазами. Превратилась дочка в черепаху: тазы обхватили ее сверху и снизу. Средняя дочка ответила белке: «Надо мне к ярмарке холста наткать».
Белочка сказала: «Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь». Превратилась дочка в паука. А третья дочка месила тесто, когда прискакала к’ней белочка. Не обтерев рук, побежала дочка к матери. Белочка отблагодарила ее: «Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков».
Долго жила младшая дочь, а после кончины превратилась в золотую пчелку: «Все лето день-деньской сбирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимой, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется — ест только мед и сахар» .
Как видно, тема сказки решена по-другому. Дело не только в том, что в ненецкой сказке мать покидает детей и наказывает их, а в татарской наказывает дочерей чудесная белка,- татарская сказка кончается мотивом заслуженной благодарности тем, кто помнит о матери, любит ее. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла, и в композиции.
В украинской сказке «Колосок» два мышонка не захотели помогать петушку, а когда петушок напек пирогов, первые сели за стол. Спросил их петушок, кто нашел колосок, кто зерно на мельницу носил, кто тесто месил, кто дрова носил, печь топил, пироги пек. «Все ты!» — сказали мышата. «А вы что делали?» Что сказать в ответ? И сказать нечего.
Вылезли из-за стола мышата. Петушок их не остановил. «Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!» Мораль сказки открыто донесена до ребенка — сказка напоминает «урок» известной «Сороки»: в ней тоже мал-малышок остался без вкусной каши.
Нанайская сказка «Айога» осуждает самовлюбленную гордую красавицу — стала она злой, ленивой. Нет ей места среди работящих нанайцев, превратилась она в птицу, «по-нанайски говорить разучилась», только имя свое помнит-«Ай-ога-га-га»2. Сказки «Бедняк и богач», «Скатерть, баран и дубинка» осуждают богатых, их образ жизни, хитрость и лживость. В грузинской сказке «Заработанный рубль» передана мысль о том, что трудовые деньги дороги человеку.
Сын кузнеца понял это, когда сам стал работать. Только после этого мудрый отец завещал сыну свое имущество. Сказки народов РОССИИ воплощают в себе идеи трудовой этики, мысль о том, что работа составляет основу жизни, что без нее нерадостно само существование человека.
Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом.
Сказки народов России