Сказки Салтыкова-Щедрина
30-е годы XIX столетия — одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали свою победу, либеральная и народническая интеллигенция трусливо заискивала перед властями. Салтыкову-Щедрину стало все труднее удерживать знамя революционной демократии. В 1884 году были закрыты «Отечественные записки» — единственный орган, проводивший последовательную демократическую линию.
Щедрину пришлось обращаться со своими произведениями в редакции либеральных журналов, политика
Всего Щедриным написано 32 сказки, отразившие существенные стороны жизни пореформенной России. Сказки проникнуты общей идеей непримиримости интересов народа и эксплуататоров, невозможности мира между хищниками и их жертвами, необходимости
Идея классовой непримиримости и необходимости революционной борьбы наиболее ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Ворон-челобитчик», «Карась-идеалист» и «Бедный волк». Первые три из них не были разрешены цензурой к печати и при жизни автора появились только в нелегальных изданиях. В сказках _ «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и других сатирик высмеял стремления обывателей уклониться от классовой борьбы или умилостивить хищников своей холопской преданностью.
Убийственная критика паразитизма господствующих классов дана в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», написанных в 1869 году.
«Медведь на воеводстве» Тема сказки самодержавие. Царская Россия — это дремучий лес, в котором постоянно раздаются победные крики хищников и вопли их жертв. Продолжив идею «Помпадуров и помпадурш» и «Истории одного города», сатирик, в поведении верховного правителя — льва и губернаторов-медведей отразил методы самодержавного администрирования.
В сказке описано правление трех губернаторов Топтыгиных. Топтыгин 1-й мечтал войти в историю совершением крупных злодейств, но с первого же шага осрамил себя, съев чижика. И не по злобе он это сделал, а просто так: взял и съел. Он и «кровопролитиев» желал не потому, что был какой-нибудь отчаянный злодей. «…Он, собственно говоря, не был «зол, а так, скотина».
Ему хотелось «во что бы то ни стало на скрижали истории попасть», и ради этого он «всему на свете предпочитал. блеск кровопролитий». Топтыгин 1-й — это «средний», наиболее распространенный тип царских администраторов: по природе не злых, но совершающих злодейства только для того, чтобы «прославиться». С этого «среднего» типа Щедрин и начинает свою сказку.
Затем он рассматривает два крайних случая.
Топтыгин 2-й — злодей по натуре. Отправляясь на воеводство, он тщательно продумал задачи своей административной деятельности и решил начать с уничтожения всех видов просвещения. Но оказалось, что в лесной трущобе уже до него разорили типографию; сожгли печатный станок, университет в полном составе отдали в солдаты, академиков заточили в дупло и оставили только цензурное ведомство.
«И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». «Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. «Коли душу у них, мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, сказал он себе: — стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!» Но когда он начал разбойничать, сбежались мужики и поддели его на рогатину. Топтыгин 3-й был умнее первых двух и додумался до того, что не нужно нарушать заведенный исстари порядок. Поэтому он залез в берлогу и выходил из нее «только для получения присвоенного содержания».
А в это время в лесу продолжались «натуральные» злодейства, т. е. хищники драли шкуру с лесного народа. Правление Топтыгина 3-го было самым успешным: «Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники…», но в конце концов мужики расправились и-с ним.
Таким образом, сказка приводила к мысли, что, какими бы ни были по своим личным качествам царские администраторы — злыми, как Топтыгин 2-й, либеральными, как Топтыгин 3-й, или «так, скотиной», как Топтыгин 1-й,-все они вредны и должны быть уничтожены.
В сказке «Орел-меценат» один орел решил в своем именье «золотой век» просвещения ввести. «С ворон определили новый налог, под названием «просветительного» ; для молодых соколят и ястребят устроили кадетские корпуса; для сов, филинов и сычей — академию де сиянс, да кстати уж и воронятам купили по экземпляру азбуки-копейки». Но через месяц просвещение надоело орлу и «прекратило течение свое». Ученого дятла заточили в дупло, разгромили «академию де сиянс», «отобрали у воронят азбуку-копейку, истолкли оную в ступе и из полученной массы наделали игральных карт».
В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин переносит генералов на необитаемый остров. На. острове, богатом и птицей, и рыбой, и плодами, они умерли бы голодной смертью, если б не нашли честного, доброго, сметливого и умного мужика. Мужик и яблок нарвал, и картофель из земли выкопал, и огонь развел, и досыта накормил генералов. «…Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые».
А когда генералы соскучились, мужик построил лодку и отвез их в Петербург. А так как пенсия генералам все время шла, то они «сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!
Однако и об мужике не забыли, выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» — насмешливо заключает сказку автор.
Бесконечное ограбление народа подрывает основу существования самого дворянства. «Герой» сказки «Дикий помещик», живущий трудом, крестьян, презирает их, он недоволен тем, что «очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Стал он мужиков штрафами изводить. «Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» А когда он всех мужиков извел так, что покинули они владения помещика, то и поместье его в запустенье пришло, и сам помещик одичал. Так бы и жил помещик диким зверем, и никого бы это не беспокоило, но начальство было озабочено тем, что с исчезновением мужиков в казну перестали подати поступать. Поэтому решили: «мужика изловить и водворить, а глупому помещику внушить, дабы он… поступлению в казначейство податей препятствия не чинил».
Сказки Салтыкова-Щедрина