Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни
Цели: систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи; совершенствовать орфографические умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, учебные тексты. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока I. Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Очень важно для каждого образованного человека владение нормами правописания. Соблюдение этих норм, которые чаще всего раскрываются в формулировках правил, облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает
III.
Актуализация опорных знаний Коллективная работа с обобщающими таблицами Правописание не с различными частями речи 1. Со всеми словами, которые без не не употребляются : невзгоды, неизбежный, нельзя, негодуя 1. С глаголами в неопределенной форме любого наклонения, краткими причастиями, деепричастиями, числительными, предлогами, союзами, частицами и наречиями : не читать, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя; не в клубе; не то,
С полными причастиями без зависимых слов: на столе лежала непрочитанная книга 3. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: на столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; на столе лежала не прочитанная мною книга 4. С прилагательными, причастиями и наречиями на — о, если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: чрезвычайно неинтересная книга ; совсем нерешенные задачи; поступать неосторожно 4. С прилагательными, причастиями, наречиями на — о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или наречиями, а также если не входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины; ничуть не замерзающее озеро; далеко не легкое решение; отнюдь не весело 5. С неопределенными местоимениями, а также с отрицательными без предлога: несколько статей; нечто новое; нечем помочь; некого спросить 5.
С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: не ты, не он, не каждый, не тот, не у кого, не о чем беспокоиться 6. С отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем 6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд. С наречиями состояния, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно, не жаль, не пора Значение частицы ни Значение пример Отрицание ни шагу назад!
Усиление отрицания: частица ни употребляется в предложении, где сказуемое имеет при себе частицу не или выражено словами нет, нельзя На небе не было ни облачка. На небе нет ни облачка. Сказуемое может быть опущено На небе ни облачка При однородных членах предложения или в сложносочиненном предложении повторяющаяся частица ни приобретает значение соединительного союза Из окна не видно ни дороги, ни здания станции Усиление утверждения: частица ни употребляется в утвердительном предложении и сама не выражает общего отрицания или запрета: А) в устойчивых оборотах ; Б) в устойчивых сочетаниях; В) в придаточной части сложнопод Чиненных предложений а) ни больше ни меньше; ни слуху Ни духу; ни с того ни с сего; ни Свет ни заря. Б) Во что бы то ни стало, когда бы То ни было.
В) Куда ни оглянусь, повсюду Рожь густая Предложение обобщающе-усилительного характера с частицей ни часто имеет значение уступки Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперед иди (А.
Твардовский) Правописание частицы ни Частица ни пишется со всеми частями речи, как правило, раздельно: Ночь проходит, нет дороги ни вперед и ни назад Отрицательные местоимения Ни в составе отрицательных ме — С предлогом пишутся раздельно: стоимений без предлога и местои — Ни у кого, ни о чем, ни с кем, менных наречий пишется слитно: Ни с чем, ни во что, ни за что и т. п. никто, ничто, ничья, никого, Ничего и т.
П.; никогда, ниоткуда, нисколько и т. п. IV.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. Комментированное письмо ожиданно послышалось громкое пение. Где-то близ-ко пела женщина. Егорушка оглядывался и понимал, откуда эта странная песня.
Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем винова-та, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молодая и была бы красивой, если бы зной и засуха: вины было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей выносимо больно, грустно и жалко себя…
2. предупредительный диктант Иные люди до конца своих дней утрачивают дара восхищения миром. какие бури и трудности человеческого пути могут повлиять на впечатлительность их (н..
)стареющей натуры. К таким людям принадлежал михаил Пришвин. Как мог он отложить в сторону перо, так на миг мог перестать радоваться жизни.
Ее богатства находил он повсюду, где бы побывал что увидел. Он был как кто другой внутренне богат, обычные человеческие слабости казались ему просто (н..
)законными. Он как опровергал слова Шиллера, что «лишь раз цветет чудесный в жизни май», сделав весну на протяжении своей жизни изменным спутником. 3. творческая работа Продолжите рассуждение, доказывая основную мысль, сформулированную в последнем предложении.
По возможности используйте слова с контрольными орфограммами.
Какой бы была богатой природа, возможности ее безграничны.
И если мы ее хозяева, то, сомненно, должны быть и ее защитниками, ибо льзя только владеть, платя за добро ответным добром.
Какими законами оградить природу от ущерба, если каждый из нас осознает и (н..
)на минуту бу-дет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе… 4.
Самостоятельная работа с упражнениями учебника V. Рефлексия. Подведение итогов урока Выполнение интерактивного приема «мозговой штурм» 1-я группа: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи». 2-я группа: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Чем различаются на письме не и ни».
VI. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить упражнение по выбору учителя.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Различение на письме не и ни