«Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…»
1. Малая форма как отличительная черта произведений М. Зощенко. 2. Появление нового героя в условиях новой действительности. 3. Философия маленьких людей.
4. Повесть «Коза». Одним из блестящих писателей-сатириков XX века можно считать Михаила Зощенко. Созданные им сатирические рассказы и новеллы и сегодня поражают нас своим едким юмором и точным изображением действительности, ставшей для Зощенко предметом его произведений. Критика двадцатых годов требовала от писателей больших форм, романов, прославляющих новый строй, но Зощенко сознательно
Оригинальность Зощенко проявилась именно в жанре повести. Его повести напоминают нам лесковские сказы, настолько они точны, лаконичны и вместе с тем. проникнуты духовностью и истиной. Зощенко строит свои повести от первого лица, вкладывая историю событий в уста рассказчика. Рассказы Зощенко отличает странная, причудливая смесь народного языка, разговорности, смешения бытовой, разговорной лексики и новых слов, явившихся приобретением советской власти.
Для рассказов Зощенко и речи его героев
Зощенко считал, что появление нового героя и нового читателя должно изменить литературу, так как нельзя делать вид, что ничего не произошло, ведь последствия грандиозных исторических перемен налицо, и выражаются они как раз — в жизни простых, обычных людей. То, что герой рассказов является и повествователем, делает отношения автора к герою двойственным, неоднозначным. Новая ситуация, эпоха, окружающая среда меняют облик персонажей. Они привыкают жить в эпоху разгула НЭПа, в больших городах с продуктовыми очередями, в коммунальных квартирах. Герои Зощенко лишены идеализации и всяких культурных стеснений.
Иногда кажется, что у них и вовсе нет никаких моральных, культурных устоев. В рассказе «Честный гражданин» герой, по большому счету, пишет донос, но остается в полной уверенности, что делает нужное дело и уверен в своей правоте. Язык, которым написаны рассказы Зощенко, автор преподносит не как экзотику, а как настоящий язык современного человека, отражающий все изменения и в общественной жизни, и в сознании людей. Зощенко рисует нового героя, который в его изображении не является мещанином в классическом смысле слова.
В его героях есть некоторые черты мещан, но не ярко выраженные. Скорее, они заключаются в мизерности их интересов. Сами герои довольно часто обличают мещанство. Повести Зощенко насыщены специфической философией. Он повествует о современном быте, но насыщает свои рассказы философскими проблемами.
Он пишет о любви, смерти, смысле жизни. В его произведениях соединяется высокое, философское и комическое. Высокие проблемы даются с позиции простого человека.
Это наивная философия, такая, как ее могут понять герои, простые люди. В образах героев Зощенко возникает образ искореженного мира. Его герои ощущают себя очень зависимыми от жизненных обстоятельств.
Все герои Зощенко — это люди, стоящие в стороне от истории, не решающие глобальных мировых проблем. Им бы разобраться в себе, своих маленьких. проблемах, которые для них выглядят весьма значительными. Рассказы Зощенко и его герои рождают ощущение бедности, скуки жизни. Все общественные преобразования не объединяют нравственную жизнь людей, а создают между ними пропасть. В повести «Коза» главный персонаж — служащий Забежкин.
Сюжет и образ героя восходят к гоголевской традиции, образу маленького человека. Все в жизни героя сосредоточено на козе, которую он увидел в чужом дворе. Забежкин с самого начала ведет себя как герой пародийно-романтического склада. Мечта об обладании этой козой становится навязчивой идеей.
Забежкин даже хочет жениться на женщине, которой она принадлежит, Домне Павловне, только чтобы обладать козой. Коза для героя становится символом сытой жизни, основой материального достатка, которого у него нет. Забежкин очеловечивает козу, придумывает ей имя — Машка. У него с козой устанавливаются доверительные отношения, некий тайный сговор.
Перед каждым ответственным моментом он забегает к козе посоветоваться. Финал повести смешной и трагичный одновременно. Коза, оказывается, принадлежит не Домне Павловне, а телеграфисту. Для Забежкина это катастрофа.
Он теряет смысл жизни, опускается, в финале отдает свое пальто Домне Павловне задаром. За это она приглашает его по праздникам обедать. Он ходит только ради того, чтобы увидеть козу, но телеграфист запрещает ему с ней видеться. Забежкин больше не приходит обедать. Писатель создает комичный и жалкий образ человека, которому даже не для чего жить, которого лишили смысла жизни, пусть смехотворного, но поддерживавшего его.
Сатира Зощенко образовала особый «отрицательный мир». Как считал писатель, воссоздал он этот мир для того, чтобы «он был осмеян и оттолкнул бы от себя».
«Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…»