СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ НА ТЕМУ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В РОССИИ

Русская литература знает немало прекрасных женских образов, ставших достоянием не только русской, но и мировой классики. Вспомните пушкинский «Татьяны ми­лый идеал». Татьяна отвергла Онегина, потому что он так и не понял именно этого ее высокого идеала любви.

Он не понял, что Татьяна ценит индивидуальную личную лю­бовь — принятие в свою душу всей личности любимого во всем ее своеобразии. И она понимает, что запоздалое ув­лечение ею Онегина вызвано не этим глубоким чувством, а тем впечатлением, которое произвело на него ее блес­тящее

положение в обществе, умение держаться и дру­гие внешние проявления женской красоты и очарования.

Вслед за Пушкиным и другие великие русские писате­ли создали незабываемые образы, раскрывающие нрав­ственную силу русской женщины. Вспомним образы Гон­чарова — Веры из «Обрыва», которая напрасно надеялась воспитать нигилиста Волохова, и Ольги Ильинской, кото­рая всем сердцем и душой хотела спасти Обломова. Они стали совершенно новыми образами в русской литературе после героинь Пушкина. К примеру, Ольга Ильинская.

Она полюбила Илью Обломова «из идейных соображений» и по­ставила перед собой задачу

во что бы то ни стало пере­воспитать этого человека. В душевных переживаниях Оль­ги ощущается рационализм, ее влюбленность как бы уча­ствует в эксперименте. Нам уже не столь важно, что на этот эксперимент ее подвиг Штольц. Важнее оказывается то, что Ольга соглашается с предложенным планом.

Рас­четливость в чувствах Ольги с наибольшей откровенностью заметна в эпизоде «лазания на гору», когда Обломов при­ходит на свидание и не находит ее на месте. Какое-то время он ждет, а потом замечает девушку на вершине. Так Ольга заставляет мало двигающегося Обломова подняться на гору. И в этом розыгрыше новизны и пользы больше, чем в курении папирос и посещении курса физиологии. Образ Ольги Ильинской интересен и примечателен еще и тем, что она стремится к чему-то такому, чего и сама пока не знает.

Она бросает Обломова, перестав в него ве­рить. И в этом поступке мы начинаем понимать, что она со временем оставит и Штольца, если того потребуют обстоятельства и социальная мода. Все дело в том, что Ольга не знает, к чему ей стремиться и в чем найти себя.

Замечательные и запоминающиеся женские образы со­здал в своих произведениях И. Тургенев. Они заставляют задуматься над теми сторонами жизни, над которыми рань­ше не задумывался. И мне кажется, что нельзя делить женские образы писателя на главные и второстепенные, хотя последние порой и противопоставляются главным герои­ням, деловым и деятельным.

В романе «Отцы и дети» в образе «нежной традицион­ности», «женской обычности» перед нами является Фенеч­ка. Она ласковая и тихая, на ней забота о хозяйстве и ребенке. Она не интересуется проблемами бытия и глобаль­ными вопросами мирового значения. С детства Фенечка была воспитана так, чтобы видеть свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и счастье в семейном очаге.

И мы вскоре понимаем, что в самой Фенечке за­ключается ее собственное счастье.

Похожий образ в романе «Обломов» создает и Гончаров. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее тоже совершенно не интересуют внешний мир и его проявления.

Ее мир ограничен домашними стенами. Но она не узник, она ца­рица этого мира кастрюль и сковородок, диванов и крова­тей, клеток с канарейками и чижами. Как и тургеневская Фенечка, гончаровская Агафья Матвеевна обаятельная женщина.

Ее любовь может быть вполне глубока и жерт­венна. Когда Обломов оказался на грани разорения и ему не на что было жить, его спасла Агафья Матвеевна, кото­рая заложила свое столовое серебро ради его спасения.

Но у И. Тургенева есть и другие женские образы — современные, эмансипированные. Вспомним даму полусвета Кукшину. На ее внешности лежит лоск эмансипации, а в словах слышатся философские идеи феминизма. Но в ней нет и никогда не будет даже малой толики того душевно­го тепла, которое есть в Фенечке и Агафье Матвеевне.

Это настоящие деловые русские женщины.

Ольга Ильинская и Кукшина — типичные представи­тельницы деятельных женщин России — энергичные, активные, действующие. Они из тех женщин, которые в 60-х годах XIX века настойчиво стремились к получению высшего образования наравне с мужчинами и, не получив разрешения от своего правительства, уезжали учиться в университеты Швейцарии и Германии. И добивались успе­ха в науках не меньшего, чем мужчины.




СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ НА ТЕМУ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В РОССИИ