СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ НА ТЕМУ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В РОССИИ
Русская литература знает немало прекрасных женских образов, ставших достоянием не только русской, но и мировой классики. Вспомните пушкинский «Татьяны милый идеал». Татьяна отвергла Онегина, потому что он так и не понял именно этого ее высокого идеала любви.
Он не понял, что Татьяна ценит индивидуальную личную любовь — принятие в свою душу всей личности любимого во всем ее своеобразии. И она понимает, что запоздалое увлечение ею Онегина вызвано не этим глубоким чувством, а тем впечатлением, которое произвело на него ее блестящее
Вслед за Пушкиным и другие великие русские писатели создали незабываемые образы, раскрывающие нравственную силу русской женщины. Вспомним образы Гончарова — Веры из «Обрыва», которая напрасно надеялась воспитать нигилиста Волохова, и Ольги Ильинской, которая всем сердцем и душой хотела спасти Обломова. Они стали совершенно новыми образами в русской литературе после героинь Пушкина. К примеру, Ольга Ильинская.
Она полюбила Илью Обломова «из идейных соображений» и поставила перед собой задачу
Расчетливость в чувствах Ольги с наибольшей откровенностью заметна в эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Какое-то время он ждет, а потом замечает девушку на вершине. Так Ольга заставляет мало двигающегося Обломова подняться на гору. И в этом розыгрыше новизны и пользы больше, чем в курении папирос и посещении курса физиологии. Образ Ольги Ильинской интересен и примечателен еще и тем, что она стремится к чему-то такому, чего и сама пока не знает.
Она бросает Обломова, перестав в него верить. И в этом поступке мы начинаем понимать, что она со временем оставит и Штольца, если того потребуют обстоятельства и социальная мода. Все дело в том, что Ольга не знает, к чему ей стремиться и в чем найти себя.
Замечательные и запоминающиеся женские образы создал в своих произведениях И. Тургенев. Они заставляют задуматься над теми сторонами жизни, над которыми раньше не задумывался. И мне кажется, что нельзя делить женские образы писателя на главные и второстепенные, хотя последние порой и противопоставляются главным героиням, деловым и деятельным.
В романе «Отцы и дети» в образе «нежной традиционности», «женской обычности» перед нами является Фенечка. Она ласковая и тихая, на ней забота о хозяйстве и ребенке. Она не интересуется проблемами бытия и глобальными вопросами мирового значения. С детства Фенечка была воспитана так, чтобы видеть свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и счастье в семейном очаге.
И мы вскоре понимаем, что в самой Фенечке заключается ее собственное счастье.
Похожий образ в романе «Обломов» создает и Гончаров. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Ее тоже совершенно не интересуют внешний мир и его проявления.
Ее мир ограничен домашними стенами. Но она не узник, она царица этого мира кастрюль и сковородок, диванов и кроватей, клеток с канарейками и чижами. Как и тургеневская Фенечка, гончаровская Агафья Матвеевна обаятельная женщина.
Ее любовь может быть вполне глубока и жертвенна. Когда Обломов оказался на грани разорения и ему не на что было жить, его спасла Агафья Матвеевна, которая заложила свое столовое серебро ради его спасения.
Но у И. Тургенева есть и другие женские образы — современные, эмансипированные. Вспомним даму полусвета Кукшину. На ее внешности лежит лоск эмансипации, а в словах слышатся философские идеи феминизма. Но в ней нет и никогда не будет даже малой толики того душевного тепла, которое есть в Фенечке и Агафье Матвеевне.
Это настоящие деловые русские женщины.
Ольга Ильинская и Кукшина — типичные представительницы деятельных женщин России — энергичные, активные, действующие. Они из тех женщин, которые в 60-х годах XIX века настойчиво стремились к получению высшего образования наравне с мужчинами и, не получив разрешения от своего правительства, уезжали учиться в университеты Швейцарии и Германии. И добивались успеха в науках не меньшего, чем мужчины.
СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ НА ТЕМУ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В РОССИИ