Сочинение: О главном герое драматургии А. Н. Арбузова

О главном герое драматургии А. Н. Арбузова

Мир героев Арбузова сложен и неоднозначен. Это богатый и разносто­ронний мир людей, окружающих нас в повседневной действительности. Арбузов, как правило, пишет о жизни обыкновенной, он не стремится к исключительным ситуациям и событиям. По мнению драматурга, имен­но будни формируют человеческую личность.

Причем для Арбузова да­же обычный день не так прост и спокоен, каким он кажется на первый взгляд. Он таит в себе самые разнообразные неожиданности и конфликт­ные ситуации.

Драматург настойчиво

возвращается к теме становления человече­ской личности. Он говорит в своих пьесах о том, как трудно бывает под­час в житейской ситуации понять истинную сущность человека. В медленном течении будней она проявляется постепенно, в едва уловимых мелочах.

Может быть, отсюда очевидная ненавязчивость в оценке арбу — зовских персонажей, отсутствие штампов и ярлыков.

«Мне кажется, — писал Арбузов, — в человеке сидит столько всякого разного — и отрицательного, и положительного, что самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, — это схватки героя с самим со­бой». Вот почему в драматургии

Арбузова отсутствует строгое деление героев на положительных и отрицательных. Более того, можно говорить о том, что главный герой драматургии Арбузова почти всегда человек неоднозначный, сложный и меняющийся, его характер не сразу подда­ется прочтению.

Не случайно сам драматург отмечал: «Вообще, застыв­ших персонажей, которые уже что-то нашли и которые дальше уже не живут, не развиваются, — таких людей в жизни нет».

Вот почему Арбузову дорог герой ищущий, стремящийся познать по-своему смысл жизни. Это человек, который странствует, страдает, ошибается. И вникая в душевные тайны и заблуждения такого челове­ка, писатель стремится оправдать и защитить его: «…мне мил, люб и до­рог герой, который становится положительным в результате испытаний, выпавших на его долю, в живом действии пьесы».

По сути, путь, по которому идут многие из арбузовских героев, — это путь нравственного очищения, отказа от эгоистических побуждений и стремлений. Арбузов ведет своего героя от несовершенства к совершен­ству, перевоспитывая его при помощи ударов судьбы. Только так его ге­рои познают себя и окружающих, разбираются в сути жизни. Конечно, подобный путь не только многое дает, но и многое отнимает.

Но только им, по мнению драматурга, должен идти человек: «Мой излюбленный герой — это человек, который, несмотря на то что жизнь его бьет и сам он из стороны в сторону мотается, и сюда идет, и тут тыкается, и там, — он проходит этот его крестный путь по жизни, и происходит как бы его очищение от скверны и обретение себя».

Арбузова всегда интересует также и тот опыт, который приобретает герой, странствуя во времени. Главным в этом опыте оказывается нрав­ственная стойкость.

Арбузова привлекают сложные и неблагополучные натуры. Такой, на­пример, Крестовников в пьесе «Счастливые дни несчастливого челове­ка». Пережив в юности уход отца от матери, уверенный в том, что, выхо­дя замуж во второй раз, мать предает его, опасаясь быть брошенным, Крестовников сам бросает мать.

Боязнь предательства становится чертой его натуры, и он предает первым. Ему кажется, что в юности он уже предусмотрел все возможные разочарования и, обойдя судьбу, убежал от них в зрелые годы. Правда, Арбузов показывает, что его герой до конца не опустошен и испытывает тягу к естественному человеческому счастью. Ему была знакома тоска, он сознавал сомнительность своей философии, терпел нравственные муки.

Писатель доказывает, что Крестовников по­гиб от комплекса недоверия и трусости перед собой и жизнью: «…мне все время кажется, что уходит поезд, на который я когда-то взял билет».

Сложная судьба выпадает на долю Александра Ведерникова. Но этот герой обретает в конце концов нравственную стой­кость, человеческую порядочность, яростное желание быть личностью, а не винтиком в сложном механизме бытия. На его примере Арбузов пока­зывает, как важно постичь жизнь на собственном опыте, а не с чужих слов.

Для своих героев Арбузов не ищет легких путей. Часто это чуткие, одухотворенные натуры, как, например, Марат Евстигнеев. Это тоже сложный характер: участник войны, он с удивле­нием видит, что и мирная жизнь ставит перед человеком все новые и но­вые проблемы. Отсюда его душевная тревога и неуспокоенность.

Он пы­тается найти в себе силы, обрести надежду на счастье, научиться жить с грузом нелегкого прошлого.

Герои пьес Арбузова — это люди, которые умеют выстоять в трудных ситуациях. Но при этом они меняются, теряют юношеские иллюзии и беспечность, иногда стареют до срока. Главное же, что они остаются людьми, готовыми работать, помогать другим. Герои Арбузова разные: простые и сложные, умные и не очень, озлобленные и распахнутые.

Но ясно одно: Арбузов рисует характеры неординарные, имеющие свой под­текст, свою особую внутреннюю душевную тайну.




Сочинение: О главном герое драматургии А. Н. Арбузова